Skip to content

Александр Тиней: ” я вижу некую живописность, подобную осенней грязи на ботинках или жирному пятну на салфетке.”

August 29, 2020

Серия интервью с молдавскими художниками и фотографами. Обсуждаем вопросы самоизоляции, демократии, экологии и какие новые нормы пост-карантинной жизни нас ожидают в ближайшем будущем. 

 

TineiАлександр Тиней у себя в мастерской в Будапеште

 

 – В какой ситуации пандемия вас застала, в какой момент? С какими трудностями вы столкнулись?

– Мою выставку в местной Будапештской галерее отменили.

– Кардинально ли поменялась ваша жизнь во время самоизоляции?

Кардинально не изменилось ничего. Просто  какие-то выставки перенесли..

– Как проходила ваша самоизоляция? Чем занимались?

-Творческая жизнь не изменилась вообще.

Как ездил на велосипеде в мастерскую, так и продолжаю. Правда, цену за мастерскую повысили.

– Как вы планируйте отдыхать этим летом?

– Отдыхаю в Хорватии.  Границы открыты. Температуру не проверяли.

– Что для вас была самоизоляция? Нарушение гражданских прав и свобод или  вынужденная мера?

– Продолжал встречаться с друзьями…Правда, приходилось готовить исключительно на собственной кухне. Когда в городе грянули ограничения, было немного жутковато. На улице чувствовался запах болезни и дезинфекции.  В общем, прохожие все отворачиваются, сторонятся тебя. Шарахаются в стороны. В магазины утром до 12 не зайдешь, так как в это время разрешено гражданам после 60.

Я с женой уезжал на дачу, на остров.  Там жизнь как в старое время. Дети на велосипедах без масок и шлемов. Рыбаки и шелковица и белая и черная.

 – Была ли  финансовая поддержка во время самоизоляции?

– От правительства  ни какой поддержки не было.

-Смогли ли перейти на онлайн работу?

– Я и до этого работал онлайн и по телефону с моими галереями за границей. Ничего не изменилось.

-С какими денежными проблемами столкнулись, и как удается их решать?

Местный рынок вымер. Многие галереи временно закрылись. Но, Слава Богу, кормили галереи за границей.

-Когда вы переехали в Венгрию и сложно ли было адаптироваться?

Первые 5 лет после переезда были очень сложными. Я никого не знал.
Стучался во все возможные галереи, заводил знакомства, но ничего не работало.

Естественно в такой ситуации думаешь, -«что со мной не так?»
Анализируя свои работы , сопоставляя их с увиденным в музеях и галереях, я видел разницу в мышлении, видел, что мои работы совершенно не отражают мир в котором я жил.

Изобразительное искусство ушло далеко вперёд.
В Молдове у меня не было возможности не увидеть это, не оценить.
Изменился сам подход к живописи, начинка, темы. Искусства больше не идеализирует образы настоящего, но говорит о том что видит. Конечно, другой стороной медали, могут быть: цинизм, боль, разочарование в идеалах, отверженность.
Но не это ли дух нашего времени, где формальное, поверхностное отношение к миру взорвано потребностью достучаться до подлинной природы вещей. А это всегда сопряжено с дискомфортом от увиденного.

Поиски символов времени привели меня к татуировкам.
Я не представляю себе современного городского пейзажа без граффити.
Также жанр современного портрета приобрёл для меня совершенно новое звучание через призму этих линий на руках и ногах моих персонажей.
Это напоминало корни деревьев, вены с голубой кровью и просто странные линии приносящие жесткость и остроту в работы.
Матисс говорил,  что художник всегда выигрывает понимая себя.
Именно это занимает меня больше всего. Живопись как средство самопознания.
Возможность предоставить обществу моё субъективное понимание мира, мою интерпретацию пережитого, в котором, я верю, этот мир нуждается.

field flower (1)

2020. Полевой цветок. 140 x 89,4 cm.  Маслом на холсте. Автор Александр Тиней

– Нашлось ли время для творчества? Возникли ли какие-то новые творческие идеи? Удалось ли их воплотить? Почему, если нет?  Как, если да?

– Только этим и занимался. Тематически меня всегда волновала идея моего происхождения. Моя тема цветов, или растений, вышла из темы корней.
Случайно ли я родился именно в Молдове у моих родителей и что это значит для меня.
Так же меня привлекала сама техника, метод наложения краски на холст, эксперименты с разного рода техниками. Мне хотелось создать нечто не рукотворное, стихийное и в тоже время напоминающее линогравюру или какую-либо другую печать.  Я работал липкой лентой и разными скотчами.  А потом наносил краску большими строительными мастихинами. Если плохо получалось, промокал это все бумагой и получался эффект печати.

То же самое и в теме растений присутствует  та же техника.
Все вместе напоминает плохо вырезанный ножницами коллаж. К коллажу стремлюсь и в портрете мальчика, используя ту же технику. В плохо покрашенной поверхности, в острых, как бы  плохо отрезанных гранях, я вижу некую живописность, подобную осенней грязи на ботинках или жирному пятну на салфетке.

Понадобиться время, чтобы осмыслить то, что происходит с нами сейчас.  Новые творческие идеи, связанные с пандемией не приходили.

Letter to Milena2020. Мальчик на красном. 140 x 89,4 cm.  Масло на холсте. Автор Александр Тиней

 

– Жизнь уже никогда не будет прежней, как до пандемии. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

Думаю, жизнь будет прежней. Человечество адаптируется. Не думаю, что мы сделаем правильные выводы. После первой мировой войны пришла вторая, войны длятся до сих пор. Диктаторы до сих пор у власти. Потрясений хватает на несколько лет, а потом всё по новой.

– Как вы считаете, самоизоляция людей, как вида, живущего на земле – улучшила состояние экологии, или ухудшила? Почему?

-Улучшила, конечно! Заводы стоят. Фабрики. Прекратились выбросы в атмосферу вредных веществ.

– Как вы считаете, что именно изменится в мире после пандемии? Что станет новой нормой в обществе?

Думаю, контроль усилиться. Датчики с измерением температуры будут везде.

fields s2020. Письмо к Мелене.  140 x 89,4 cm. масло на холсте. Автор Александр Тиней

 

– Как вы думаете, заставляет ли пандемия выбирать между экономикой и экологией, между заботой о людях и заботой о природе?

– Природа людей не изменилась. Пандемия не может испугать на столько, что бы люди перестали быть алчными и корыстолюбивыми. Не повлияла на комплекс неполноценности, от которого жажда власти и господства над другими. На характер и природу человека может повлиять только Бог. Вот это меняет нас, внешние факторы -это временные изменения, которые потом возвращают нас к прежнему ходу мыслей. Алчность – это эгоцентризм, в центре которого сам этот человек, а не природа, планета, другие люди. Таких изменений мы не увидим.

Думаю, что пандемия не заставит нас  выбирать между экономикой и экологией, между заботой о людях и заботой о природе.

– Назовите 3 пункта, вещи, явления, которых вам больше всего не хватало:…

Не хватало: Свободы передвижения. Возможности видеть родных . Пиццы.

– Назовите 3 пункта, изменения в общей жизни вокруг, которые вам понравились:…

Вот то, что экология улучшилась – это мне понравилось.

Александр Тиней родился в Каушанах в Молдавии, живет и работает в Будапеште. Александр Тиней – молдавский художник, который около двадцати лет работает и живет в Венгрии. Персональные и групповые выставки в музеях и галереях Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Амстердама, Вены и Токио.

…………………………………………………………………………………………………………………………………

О Проекте

Основная цель  проекта «Пандемия, экология и художник»   –  налаживание связей между представителями культурного сообщества двух берегов Днестра через ряд публикаций для “ART-PLOSHADKA” с привлечением художников, экологов и активистов. Проект также включает в себя проведение выставки, где будут представлены работы художников и фотографов, созданные во время самоизоляции.

Автором творческого проекта «Пандемия, экология и художник»,  является Татьяна Федорова, художник, преподаватель  Детской  художественной школы им. А. Щусева, председатель платформы «ART-PLOSHADKA».

Целевой аудиторией мероприятий являются художники современного искусства,  активисты, акторы культуры обоих берегов Днестра, исследующие и  актуализирующие различные социальные вопросы. Художники, как индикаторы  современности и трансформаторы общества, сегодня в эти трудные дни изоляций и преград могут поспособствовать проявлению социальных проблем и сделать их более видимыми.

Проект   также направлен на реактуализацию онлайн платформы  “ART-PLOSHADKA”, которая была создана в 2008 году.  Деятельность сети “АРТ-ПЛОЩАДКА” направлена на создание он-лайн сообщества культурного сектора Молдовы с целью консолидации молдавских культурных ресурсов, а также на формирование и расширение единого культурного пространства, охватывающего самые различные стороны искусства и культуры.

Мероприятие проходит в рамках второго этапа Платформы «Культура», координаторами которой являются Национальный Комитет ИКОМ Молдова в партнерстве с  Агентством экономического, социального и культурного развития ”Парагон”, при поддержке программы «Укрепление мер доверия» (EU-SBM V), финансируемой Европейским Союзом и внедряемой Программой Развития Организации Объединённых Наций.

 

No comments yet

Leave a comment