Skip to content

[ARTPLOSHADKA] Интервью с Сергеем Константиновым

May 31, 2010

Почему я предлагаю вам это интервью? Сейчас постараюсь объяснить…

Игнасио Ибарра, человек, много сделавший для нашего искусства, узнав в Испании о триумфальной победе Сергея Константинова на международном конкурсе в Валенсии, поручил разыскать Сергея в Молдове и потом до самого своего отъезда из Молдовы всячески помогал молодому таланту

Члены жюри Фонда Удо Юргенса, помогающего молодым музыкантам из разных стран,  были так потрясены видеозаписью выступления Сергея, что было принято решение приехать в Кишинев и на месте определить размеры необходимой помощи. И помощь последовала… Сергею подарили пианино и определили стипендию для обучения в Москве.

Выдающийся российский пианист и дирижер, руководитель лучшего симфонического оркестра России (единственного включенного в 20-ку лучших мировых оркестров) – Михаил Плетнев, услышав на одном из концертов произведение Сергея Константинова подошел к юному композитору и порекомендовал ему поступать в консерваторию, чтобы продолжить свои занятия композицией.

Я посчитал, что этого достаточно, чтобы задать нашему молодому талантливому соотечественнику несколько вопросов.  (Александр Максимов)

1. Как рано Вы начали заниматься музыкой, и чья это была идея?

Музыкой я начал заниматься с 6 лет. Вообще, так получилось, что несколько музыкантов – аккордеонист в детском саду и наша знакомая – заметили мое стремление к музыке, будучи никак не связаны друг с другом. Они сообщили, каждый в свою очередь, о своих мыслях моей маме. Она совсем не ожидала развития такого дара, и сомневалась в надобности задуманного. Но случайный визит в лицей им. Рахманинова совершенно изменил мою судьбу. Так что моими крестными в музыке можно считать вышеописанного аккордеониста и нашу знакомую, которая позже очень помогала мне материально в связи с конкурсами. Ее имя – Александра Рассмуссен, сейчас она живет в Сингапуре, а когда-то была нашей соседкой.

2. Почему Вы выбрали именно фортепиано?

Выбор инструмента произошел как-то сам собой, и, по сути, был решен не мной, а теми музыкантами, которые меня прослушивали при поступлении в лицей им. Рахманинова. Так как у нас на тот момент дома не было совершенно никакого инструмента, то их предложение не встретило отказа.

3. Было ли у Вас во время обучения желание прекратить занятия, и, если да, то почему?

Нет. Такого не было. Было время, быть может непростое, если угодно, – творческий кризис, и вообще это случается часто, но я всегда понимал, что без музыки не проживу.

4. Ваше отношение к конкурсам? Нужны ли они, полезны ли?

Конкурсы? Пожалуй, это самая естественная форма жизни молодого музыканта, позволяющая ему расширять границы своего кругозора, совершенствоваться и на что-то жить. Конечно, они нужны. Другое дело, что часто они несправедливы. Но в данном случае, в этом мире часто несправедливы не только они.

5. Концертная деятельность школьника: за и против?

Ну, концертная деятельность-это то, без чего вообще не может жить настоящий музыкант. Надо выносить свое искусство к публике, иначе оно не ведет свою, внутреннюю жизнь. Хотя, и в данном случае, важно чувство меры. Частые концерты утомляют, и превращают жизнь в рутину. Концерт становится работой, тогда как это-праздник.

6. Чем Вы благодарны своему педагогу (или педагогам) и чего в отношениях с педагогом (педагогами) Вам не хватало? (Если вопрос кажется Вам не корректным, можете его пропустить)

Я благодарен за все, чему меня учили все мои учителя. Быть учителем – это невероятный труд, и все то, что направлено в нем к индивидуальности ученика (это и является целью), дает богатые всходы, все, что удаляется от нее, так или иначе, приводит к рутине. Но в любом случае дает свои всходы, пусть не такие богатые. Поэтому все, чему меня учили, так или иначе преломилось в моем сознании, и я могу сказать, что все это было хорошо. Я бы пожелал многим встретить таких учителей, каких встретил я.

7. Ваше отношение к “технологии” и “творчеству” в обучении. В чем на Ваш взгляд состоит задача педагога – научить ученика играть на инструменте или научить его музыке

Эти два момента совершенно неразрывны. И то, и другое формирует личность музыканта. Если он не владеет в достаточной мере инструментом – он просто дилетант. Если же недостает идей и вдохновения – не более чем машина. Учитель создан для того, чтобы сочетать эти два момента в совершенной гармонии. Сделать так, чтобы ученик почитал за высшее блаженство прикосновение к инструменту (а соответственно и к музыке) – вот главная задача учителя.

8. Значение “атмосферы” в становлении молодого музыканта вообще и на Вашем примере: роль семьи, учебного заведения, концертных организаций…

Вообще нельзя не согласиться с тем, что среда во многом действует на человека. Но точно так же, как и человек воздействует на среду, если у него есть определенная энергетика. Все зависит от Момента, и он определяет жизнь. В моем случае, не родись я именно в своей семье, и, не имея мою горячо любимую маму, вероятно, я был бы совсем другим, и, возможно, занимался бы более прозаичным делом, а, в конечном счете, и Вы бы мне не задавали вопросов просто потому, что некому было бы на них ответить. Но моя мама всегда делала и делает для меня все, что только способствует росту и расцвету. То же и с моим пребыванием в Москве, где я встретил множество талантливых людей, также настоящих друзей, людей, преданных искусству… Здесь совершаются исторические встречи, мне здесь суждено знакомиться с великими людьми.

9. Почему, когда и как Вы уехали на учебу в Москву?

Это случилось совершенно случайно. Я поехал на фестиваль в Москву, на 3 дня. Это ежегодный фестиваль, который проводит фонд В.Т.Спивакова “Москва встречает друзей”. Я не мог не зайти в Московскую государственную консерваторию им. Чайковского. Это была своего рода несбыточная мечта. Там я встретил Сергея Александровича Главатских, который меня прослушал (ориентировочно на три года вперед), и вынес вердикт, что мне необходимо поступить прямо сейчас в ЦМШ. Я, будучи  по натуре не слишком рассудительным, пошел и поступил, не задумываясь о последствиях, а именно о том, что я иностранец, и что мне надо будет где-то жить. Все эти вопросы упали на плечи мамы. Постепенно, в течение нескольких лет, мы решали эти вопросы. Некоторые из них не решены до сих пор…

10.  Вы пишите музыку.  Как Вы начали заниматься композицией?

Сочинять я начал в 9 лет. Это были преимущественно произведения для фортепиано, но самое первое сочинение было написано для органа. Что явилась причиной моего раннего творчества – трудно угадать. Как-то вот начал писать, и все. Мои первые композиторские опыты поддерживал Влад Бурля – мой первый учитель по композиции. Он с первых шагов приучил меня к внимательности в процессе сочинения в отношении формы и всех составляющих элементов архитектоники сочинения.

11.  Что для Вас сочинение музыки: продолжение фортепианного творчества, его дополнение или совершенно самостоятельный творческий процесс? Сергей Константинов – пианист или композитор?

Сочинение музыки – это совершенно особый, отличный мир от фортепианного исполнительства. Зачастую он вообще не имеет отношения к моему инструменту. Например, я сочинял мессу для органа, большого хора и солистов. Вероятно, эти две составляющие моего творчества не могут не существовать вместе, ибо в своей жизни я пробовал быть исключительно пианистом, и из этого ничего не вышло, также пробовал быть только композитором, и это, уверяю Вас, оказалось совершенно невозможно.

12.  Нет ли войны между роялем и композицией?

Война случается тогда, когда подготовка к какому-нибудь серьезному выступлению совпадает с сочинением чего-то, ранее задуманного. Баталии в этом случае очень и очень долгие, с большим количеством жертв, но, как правило, выходит ничья. Вообще эта раздвоенность свойственна всему моему жизненному процессу, и она отнимает большое количество сил и нервов.

13.  Вы будете поступать в консерваторию как пианист или как композитор?

Буду поступать как пианист, так как композиция, в конечном счете – весьма неопределенный род занятий,  а существовать в виде “свободного художника” может себе позволить совсем-совсем одинокий человек, которому не нужно заботиться о себе, а других у него просто нет. Примеры, вроде Модильяни, существовали в весьма давнее время.

14.  Расскажите о важных творческих встречах в Москве?

Одно из самых ярких впечатлений за последнее время – это случайная встреча с Михаилом Васильевичем Плетневым на юбилейном концерте Центральной музыкальной школы и в Большом зале консерватории. Там на концерте кларнетист исполнял часть моего сочинения, и, так вышло, что Плетнев это услышал. Он-то и посоветовал мне поступать  в класс композиции. Но к этому времени, этот вопрос был уже решен.

15.  Планируете ли Вы вернуться в Молдову по окончанию обучения?

Планировать что-либо – это вообще не свойственное моей жизни явление, в особенности учитывая то, как в ней все неожиданно для меня, и для людей, которые меня окружают. Если же так получится, что я вернусь – значит, я вернусь, и это будет к лучшему, так как родное есть родное.

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: