Skip to content

[ARTPLOSHADKA] Интервью с украинским художником Сергеем Поповым

February 28, 2011

“ARThotel”, Кишинев,  2010

Федорова Татьяна: Когда мы с тобой вели беседу о современном искусстве на открытии твоей выставки в  Кишиневе в галерее ARThotel, ты не однозначно высказался о самом понятии “современного искусства” и  тебе, как мне показалось, оно кажется не совсем точным и размытым. Можешь пояснить почему.

Хочу от себя добавить, у нас в Кишиневе часто выставочном художественном зале им. К. Брынкуш проводят выставки современного искусства, но, в основном, выставляют очень традиционные вещи, где  нет критического подхода.

 

Сергей Попов: Термин “современное искусство” включает в себя многие художественные практики и их сочетания, существующие на данный момент. Из всего этого значимым может быть то, что содержит в себе описание социальных, культурных проблем, противопоставляет себя политическому гедонизму, который успешно развивается в нашем регионе. В нашем геополитическом контексте происходят процессы социальной и политической трансформации, которые связаны и с глобальными процессами. Политика подчиняется высшим политическим силам, социум контрастирует и культурно разобщается.  Этот вектор взглядов сейчас более актуален и динамичен. Задача современности лежит в том, чтобы расширить понимание происходящего, подвергнуть критическому осмыслению и придать соответствующее значение. Основанием для этого может быть гуманистически-ориентированное критическое мышление.

Федорова Татьяна: Согласно  теории А.Менегетти возрождается гуманистический подход в современном искусстве, но  разве, например,  работа Дэмиена Херста с его акулой, плавающей в формальдегиде в аквариуме, носит гуманистический характер?  Если говорить о советском  времени, то социалистический гуманизм  был актуален.  Неужели сегодня гуманистический подход в искусстве имеет место быть.

Сергей Попов: В Кишиневе я познакомился с Андрасом Табори и Тамасом Будха (Tábori András & Budha Tamás, Groppo Tökmag, Hungary), которые исследовали городское пространство и выявляли визуальные закономерности, объединяя и классифицируя их, они создавали образы эстетического характера жителей города, тем самым помогая им увидеть самих себя. В отличие от них Дэмиен Херст поставщик продукции в “потешный дом”, одним из которых является PinchukArtCenter (Киев, Украина), владелец которого скорее не меценат в области искусства, а “юзер” с PR-амбициями. Первые создают визуальные знания на пользу общества, второй служит потехой для свиты короля.

“Деревянные игрушки” Серия, 2010
Цветное фото

Федорова Татьяна: Расскажи о недавней кишиневской выставке, что было представлено на ней, и какие темы ты затрагиваешь….

Сергей Попов: Выставке «Детское творчество» в галерее ARThotel, куратором которой является Владимир Ус, предшествовала резиденция, в которой  я продолжил проект исследования домов детского творчества, бывших дворцов пионеров. В течение двух недель я посещал заведения в близлежащих районах от Кишинева и  наблюдал за деятельностью, которая в них происходит, изучал насколько изменилась ситуация после обретения странами бывшего СССР независимости. В каждом доме я делал сюжеты с детьми и их предметами творчества или их деятельность в процессе создания. Такой метод дал мне возможность создания образов передающих социальную политику государства, направленную на культурное образование и развития творчества детей дошкольного и школьного уровня.

Направленность метода – визуальная антропология культурных учреждений, действующих в современном контексте глобальной массовой культуры. Для исследования выбирается область на небольшом расстоянии от областных, столичных центров. Это дает возможность показать контраст культурного воспроизводства, не удаляясь в глубину этнографических поисков.

“Юный техник”, 2010
Цветное фото

Федорова Татьяна: Расскажи, в какие регионы Молдовы ты ездил. Можешь ли сравнить Украину и Молдову,  каким образом  социальная политика этих государств повлияла на развитие детского творчества в регионах.

Сергей Попов: Я успел посетить три учреждения в двух регионах: Чемишлия и Страшены. В сравнении с Украиной ситуация в обоих случаях в общем одинаковая. Где-то чуть лучше, где-то хуже. Дома существуют за счет скромного местного бюджета и посильной помощи родителей. В основном все воспроизводят культурную модель, унаследованную от «пионерской» системы, с небольшими изменениями. Они находятся в консервированном «традиционном» состоянии. Традицией, также, уже стало и игнорирование этих учреждений со стороны государства. Политические институты, отвечающие за социальную политику, не привносят в эту область принципиальных изменений в структуре управления, финансирования и системе коммуникаций между детскими учреждениями. Всему этому не придается нужного значения.

Тема исследования культурных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста была выбрана мной не случайно. Я заинтересовался существованием, и состоянием этих культурных объектов находясь в ”шаргородской” резиденции (г.Шаргород, Винницкая обл.). Подтолкнула меня к этой мысли моя работа «Сад». Гуляя по городу,  я увидел сад яблонь возле школы. Молодые деревья были высажены в строго параллельные ряды и образовывали геометрический порядок. Системой является и школа, внутри которой растет новое поколение, со своей подражательной моделью общества. Предоставив свободу в расстановке, образуются пары с индивидуальными характеристиками.

Школа предоставляет лишь загрузку знаний необходимых для социализации с обществом. Практика творческого развития индивидуальности исключена и вынесена за пределы школьного образования.

Мне стало интересно, где дети могут реализовать свои творческие потенциалы. Какие существуют культурные заведения для этого? В городе оказался дворец культуры, где проходят традиционные выступления, приуроченные календарным праздникам, музей со смешанной экспозицией и дом детского и юношеского творчества. В целом – картина районного уровня. В доме творчества для детей, бывший дворец пионеров, общая ситуация не изменилась со времен ”красной” идеологии. Некоторые дома так и живут в своих ”дворцовых” постройках, не которые были перемещены в более тесные условия и дальше от центра, в котором они обычно располагались.

“Сад” , цветное фото

Федорова Татьяна: Ты часто в своих художественных высказываниях используешь фотографию, расскажи, как фотография вошла в твою жизнь.

Сергей Попов: Опыт фотографирования пришел ко мне в раннем возрасте. Я решил, что буду этим заниматься, купил необходимую литературу, родители подарили фотоаппарат и пр. Получилось не сразу, но постепенно я сам освоил весь процесс от съемки до печати фотографии.

Вторым дыханием для меня в фотографии стал Харьков. В этом городе очень сильны художественные и фотографические традиции. В истории современного искусства Украины Харьков, прежде всего, известен и представлен фотографией. Особый вклад внес Борис Михайлов, Сергей Братков, Сергей Солонский, Миша Педан и др. В прошлом году в Перми, в рамках выставки «Якщо/Если/If» был представлен проект  Андрея Авдеенко, который выставил подборку харьковских фотографов периода, так называемой “харьковской волны” 1980-1990-х. Все это говорит о том, что существует харьковская школа фотографии, с присущей ей социальной направленностью и критическим мышлением.

“Швеи”, видео, 2010
длительность 4:23 мин.

Федорова Татьяна: Чувствуешь ли ты себя фотографом или все же художником?

Сергей Попов: В поле современного искусства грани между фотографом и художником не существует, оба работают в одной проблемной области и способы их репрезентаций могут сочетаться.

Можно быть художником и делать только видео работы. Для меня сейчас важно не определение себя как фотографа или как живописца, а наблюдение за тем, что происходит с обществом, как оно изменяется и как его изменяет мир в целом, а также то, что могло бы привнести понимание в визуальную плоскость восприятия мира и человека.
Федорова Татьяна: Как ты определяешь для себя границу, баланс, между творчеством для себя и необходимостью зарабатывать на жизнь? Можешь ли рассказать о распорядке твоего дня, и много ли времени остается для творчества.

Сергей Попов: У меня нет такой границы, как и нет творчества для себя. Мои тенденции – развитие личности с помощью практики искусств и рефлексирования на события в обществе и в мире, всему этому способствует скромный образ жизни. Продажи работ поддерживают финансовые потребности.

Попов Сергей, 1978 г.р., г. Комсомольск

…………………………………………………………

artploshadka@gmail.com

http://www.artploshadka.wordpress.com

No comments yet

Leave a comment