Skip to content

[ARTPLOSHADKA] Интервью с художницей Лучией Макарь

May 6, 2011



С конца декабря и в начале  января  художница Лучия Макарь  из Амстердама (бывшая наша соотечественница) приехала погостить со своим мужем Дмитрием Риба ( художником из Одессы) в Кишинев.  В то время как народ праздновал наступивший новый год,  художники в стенах Центра Современного Искусства KSAK  провели незабываемый воркшоп.

Почему незабываемый, рассказываю. Являясь также непосредственно участником этого события,  остро запомнились мне образы лающей собаки в виде шофера маршрутки Владимира Уса, концептуальная анимешка Генадия Попеску, а также красные губы Валерии Барбас в черной коробке-динамике, транслирующие поздравительную новогоднюю речь Мариана Лупу..

Интервью проводилось при помощи социальной сети Facebook  в апреле  2011 года.

Tatiana Fiodorova 17 Апрель в 20:26Пожаловаться

Расскажи немного о себе  Лучия и о Рыбе, и как вы оказались на Западе.

Lucia Macari 17 Апрель в 21:24Пожаловаться

Так как мой бэкграунд в Кишиневе более менее известен, скажу только, что имея типичное для Молдавии художественное образование (семилетка “Igor Vieru”, потом кафедра Дизайна одежды в Кишиневском Институте Искусств), музыкой я интересовалась всегда и была даже близка к определенной кишиневской музыкальной микросоциальной среде,  к которой принадлежала моя старшая сестра Анжелика (она пианист, ныне концертмейстер и преподаватель фортепиано в Кишиневской консерватории). Таким образом, мой музыкальный кругозор был несколько шире, чем у других моих коллег художников. Кстати, музыкальная среда в Молдавии всегда была гораздо продвинутой, чем художественная. Я была знакома с экспериментами Шнитке и Кейджа еще школьницей, когда никаким Центром Современного Искусства в Кишиневе и не пахло, а интересовалась авангардными композиторами, непосредственно знакомясь с программой кишиневской Филармонии или Концертным Залом Консерватории. Например, на концерт Оливье Мессиана в 1993 году можно было запросто сходить в Органный Зал. И когда я стала заниматься современным искусством многие вещи мне стали просто понятней. Первые работы к годовым мероприятиям Центра Современного Искусства Сороса я осуществила с помощью моей сестры и ее друзей (кишиневских музыкантов и музыковедов),  которые согласились исполнить изображения, которые мы (я тогда была в соавторстве с Лилей Драгневой) назвали “звуковым текстом” (нотами).

Когда я оказалась в Мастрихте, с целью осуществить конкретный проект, мне тоже нужен был музыкант, которым оказался Рыба. Вместе мы реализовали оперетту “Hip Hop on Bones” (Хип Хоп на Костях), вложив в этот проект весь, накопленный каждым из нас к тому времени, опыт – поначалу я хотела создать уникальный объект (пластинку на рентгеновском снимке моего разбитого черепа), а в результате у нас получился большой, мультидисциплинарный, мультимедийный арт проект с использованием элементов современной молодежной субкультуры (хип хоп, комиксы, пластинки, гитары, плакаты, “звездные” мечты, уличный романтизм и тому подобное).

Проект имел относительный успех, нас стали регулярно приглашать выставить, сыграть, сделать перформанс или презентацию Hip Hop on Bones в то или иное место, на фестиваль, выставку, просто в ночном клубе, на амстердамском TV (например, на известном здесь канале VPRO). После 2х лет плотного графика мы прочно заняли свое особенное место – нас приглашали все, кому нужен был перформанс, музыка и развлекательная атмосфера. Выставочные пространства и мероприятия интересовались возможностью показать у себя уникальный перформанс, инсталляцию, на арт ярмарках мы могли составить и живую программу, и имели коммерческую продукцию (пластинки на виниле).  Так появилась “Студия Кинематикс”.

Я сразу поправлю, что Рыба не художник, а музыкант, сочинитель, аудио или звуковой артист (sound artist). Это существенно т.к. он принципиально не принимает активного участия в тех проектах или в тех частях какого-либо проекта, где акцент делается не на звук. Первое условие работы с ним это создание в кадре проекта некой музыкальной структуры. Как он сам любит говорить, его плохое зрение сделало его восприятие мало чувствительным к визуальным образам, зато значительно обострило слух :)))


Пару слов о нем сделает проще объяснить, то, как мы сошлись, и чем мы занимаемся вместе.
Рыба творческий авантюрист! Он живет в Амстердаме уже как 20 лет, а перебрался сюда, побывав в Америке. Туда он попал из Москвы, куда в свою очередь приехал как одесская рок звезда ’80х. Прилагаю видео клип одной из его весьма успешных групп конца 80х снятый на ТВ для какой-то из ночных передач того времени типа ‘Взгляд’ или ‘До и после полуночи’ (он точно уже не помнит). Здесь он (самый волосатый :))) ) играет на соло.

Он рассказывал, что с этим клипом он попал в Москву и его группа должна была играть на какой-то престижной сцене. В процессе подготовки они столкнулись с московским рок истэблишментом во главе с тогдашней звездой, некой Ольгой Кормухиной. Рыба рассказывалб что они просто не смогли и не захотели ‘идти в ногу’ или противостоять той чудовищной коррупции, жополизству, интригантству и просто самой банальной проституции, которая там царило (может были слишком молоды). Но им удалось познакомиться и даже ненадолго смешаться с тогда модной рок группой Парк Горького, которые продюссировались в Америке. Короче, они попали в Нью-Йорк. Молоденькие, лет по 19-20, большинство из них были не готовы к жизни ‘на западе’. Как выразился Рыба “там нужно было работать на работах” чтобы прокормиться, а они приехали играть! В общем, зацепился там только певец (он был постарше), а остальные разбрелись кто куда. Рыба в компании бас-гитариста оказались в Амстердаме (кстати, Амстердам город побратим Нью-Йорку), пристроившись в ансамбль украинской народной музыки (!), которым руководил тоже одессит, ныне член известного в Европе и не только эстрадного оркестра ‘Амстердам Клезмер Бэнд’. Продолжать приключения не буду (уже в принципе понятно, что Рыба за персонаж), скажу только, что с тех пор известны более десятка всяких проектов, ансамблей, творческих формирований, в которые он был вовлечен. Из них наша Студия Кинематикс так же, не первая художественная группа.

Tatiana Fiodorova 18 Апрель в 21:47Пожаловаться

Лучия, расскажи немного о вашей студии Kinematix и какого рода воркшоп вы провели в Центре Современного Искусства. Почему и когда возникла необходимость визуализировать  музыку.

Lucia Macari 20 Апрель в 17:34 Пожаловаться

Наш профиль – это по сути бесконечное исследование в области использования музыкальных структур в визуальных образах и наоборот. Наши проекты имеют синтезный характер – мы ищем и смешиваем порой полярные понятия, чтобы свести их в единый новый эстетический образ. Разрабатывая какую либо идею, мы зачастую используем цитаты, образы и клише, которые присущи современной индустрии развлечений.
Так же, “Студия Кинематикс” зарегистрирована в Амстердаме как ‘production company’ (предприятие) и кроме собственных проектов, мы помогаем другим артистам осуществлять свои идеи. “Студия Кинематикс” официально существует с января 2007 года. За это время бюджет, которым мы оперировали, составляли наши же заработки/гонорары за проведенные в разных местах мероприятия и проданные пластинки. Порой, когда мы вовлекались в очередной проект, нам так же оплачивали расходы на материалы. Основную же часть составляли гонорары за услуги нашей студии – мы разрабатывали концептуальные декорации для развлекательных художественных и музыкальных мероприятий, нам можно было заказать DJ-Vj подборку к конкретному мероприятию, (рекламный) перформанс, художники нам заказывали музыку для своих фильмов.

Так например,  Некий амстердамской культурный центр DeBalie организовывал в марте 2008 мероприятие посвященное взаимоотношениям с Россией и в частности заключению договора с российском Газпромом. Мы были приглашены для развлекательной части. Dj Putin был сделан в продолжении моего проекта “Универсальный гастарбайтер”. Мы множественное количество раз попадали в ситуацию, когда нас уговаривали поучаствовать в каком-либо мероприятии с низким бюджетом. Классический диалог всегда звучал примерно так:
we need music performance, but our budget is over.
why don’t you just play a cd?
we prefer live performance.
Why don’t you do it yourself?
It’s always cool if this is done by Somebody.

Так появился Универсальный Гастарбайтер – Диджей Клон: картонный ‘человек’ ростом примерно 8 метров. Первым его выступлением было собственно его “рождение” (мероприятие, где мы его собрали) и “манифест”,  в котором говорилось, что единственная цель его появления на свет –  это стремление заменить любого диджея, когда тому не хочется работать даром. Замена должна была происходить просто: желающий мог обратиться к нам со своим нежеланным “заказом”, а мы копировали на диск его репертуар, снимали на фото/видео лицо и, таким образом, наш Универсальный Клон становился на время кем-нибудь конкретным. Так за год мы “склонировали” около десятка разных артистов. А Путина нам уже конкретно заказали как диджея :))

Другой проект ‘Police Disco’ уличная инсталляция, выставленная в кадре голландского фестиваля Open Source в 2009 г. в амстердамском юго-западном микрорайоне Bijlmer (амстердамское “черное” гетто).Этот район здесь принято считать самым опасным, самым преступным местом города.

Меня всегда умиляла здешняя правоохранительная культура. Голландская политика аппартеида обширно применена в социальной структуре общества, а правоохранение нацелено в первую очередь на защиту своих граждан. Поэтому в Голландии преступника/нарушителя не наказывают, а изолируют, отделяют от других, ‘нормальных’ граждан. Государство заботится о любом антисоциальном элементе, который всегда может расчитывать на минимальный прожиточный минимум, базовую медицинскую страховку, крышу над головой. Но классифицируют таких граждан строго. И если в последствии кто-то пожелает вернуться в “нормальное” общество, ему предстоит серьезная долгая работа главным двигателем, которой послужит только его личное, человеческое и гражданское самосознание.
Нам предложили участие в фестивале локализующемся в таком “гетто” как группе, которая работает в жанре хип хоп :),  а также разрабатывает тематику уличной жизни! Мы решили отозваться следующим проектом – установить такой своеобразный Диско Фонарь в придорожном кювете так, чтобы его было видно из многочисленных окон многоквартирных строений, типичных для этого района. Говорят, что за окнами именно этих домов прячутся нелегалы, воры, злодеи, наркоторговцы, антисоциальные личности и другие преступные элементы!


К 2010 году мы получили статус, который дал нам возможность получить субсидию на развитие творчества Studio Kinematix. Это специальная субсидия, которая берет на себя ежемесячную оплату бытовых нужд художника в течении 4х лет. Таким образом, у нас появилась возможность отказаться от некоторых заказов, чтобы сконцентрироваться на своих проектах и расширить пространство своей деятельности. Одним из первых экспериментов и стал наш воркшоп в Кишиневе – так как я как минимум раз в год приезжаю на родину, мне/нам хочется вовлечься в местное культурное движение. У нас накопился некоторый опыт работы с разными артистами и мне, кажется, что нам есть чем поделиться. Мы хотим попробовать регулярно сотрудничать с Центром Современного Искусства KSAK, с которым мы давно и хорошо знакомы. Сам по себе воркшоп имел простую цель – забросить в Кишинев еще одну новую струю. Мы знаем, что там никто из художников не работает со звуковыми медиа, никто не делает звуковых арт проектов, никто не уделяет заслуженного серьезного внимания аудио в своих работах. Этот факт был первым толчком для идеи провести такой воркшоп именно в Кишиневе. Второй причиной явилось мое личное отношение к молдавской художественной среде. Я давно про себя отметила, что местные художники очень скудно развлекаются, а мы как раз своей творческой деятельностью ведем некий дискурс в контекст, которого включаем элементы характерные для понятия ‘развлечение’.

Художники, как все люди, хотят и стремятся развлекаться. Они так же, несмотря ни на что, любят музыку, танцы, веселье и праздники. Задача нашего воркшопа была собраться с местными художниками вместе и попытаться создать ту “музыку”, под которую сами же будем “танцевать” :) Мы планировали в конце организовать всех в живой перформанс (своеобразный балет), но в результате мы сняли на видео каждого художника в отдельности, чтобы позже смонтировать некий “хор”. Так же, дополнительно, мы договорились с участниками, что они самостоятельно поработают с собранными в кадре воркшопа звуками. Когда у нас будет готов весь материал, мы планируем собрать из него небольшую выставку/инсталляцию,  которую покажем и в Амстердаме и в Кишиневе.

Lucia Macari 20 Апрель в 17:51 Пожаловаться

..это видео примерный эскиз будущего “хора” :)

Tatiana Fiodorova 20 Апрель в 21:47Пожаловаться

Перевод аудио трека или музыкальное произведение в изобразительный ряд напоминает мне схожею систему  книжной графики: перевода словесной ткани писателя в визуальные образы, в результате такого синтеза появляется на свет книга. Интересно,  какая форма образуется в результате синтеза музыки и изобразительного искусства – музыкальный видеоклип или что-то иное?

Lucia Macari 20 Апрель в 18:41 Пожаловаться

Конечно, современный музыкальный видеоклип наверняка произошел, где- то в процессе аудиовизуальных экспериментов. Но на сегодняшний день ‘Видеоклип’ стал совершенно конкретным термином, который имеет конкретную рекламную, коммерческую функцию, направленную на массового потребителя. Приемы, характерные этой установившейся индустрии, мы часто используем и цитируем. Но, как арт формирование, мы интересуемся в первую очередь созданием новых форм, вне известной коммерческой терминологии. Форма, к которой можно прийти в результате синтеза музыки и изобразительного искусства может быть любой и даже самой неожиданной, потому что в искусстве имеет значение в первую очередь cодержание.

Tatiana Fiodorova 20 Апрель в 19:06Пожаловаться

интересный “Хор” !!!!! Все что мы делали в KSAKе,  также будет включено в эту работу?…..

Lucia Macari 20 Апрель в 21:52Пожаловаться

:) Конечно!

Tatiana Fiodorova 20 Апрель в 19:06Пожаловаться

Недавно у тебя с Рыбой в Амстердаме прошел перформанс основанный на деконструкции поэтической сюиты сюрреалиста Курт Швиттерса. Расскажи немного о концепции этого перформанса.

Lucia Macari 21 Апрель в 21:24 Пожаловаться

..в самой ссылке можно вкратце прочитать – Урсоната это поэтическая сюита сюрреалиста Курт Швиттерса. В оригинале это звучит так: http://www.costis.org/x/schwitters/ursonate.htm Мы переложили этот текст на “свой” язык перформанса: обработали оригинал звучания, доведя его до роботического, синтетического образа и сделали его ритмичным (таким образом создав свойственную нашей худ.группе параллель – приблизив восприятие к эстетике современной индустрии развлечений), а оригинальный текст зашифровали в сигнальную кодовую систему, создав самый что ни на есть ‘танец’ под ‘музыку’ :))))

Вся Урсоната это фундаментальное произведение (на 45 минут) из 5 частей: Introduction and Rondo, Largo, Scherzo – Trio – Scherzo, Presto – Denoument – Cadenza – Finale (классическая сонатная структура). Я бы подчеркнула, что этот перформанс концептуальное произведение, направленное на создание некого контекстуального парадокса. Он состоит в первую очередь из заполненной только эстетическим содержанием пустоты (ничего не значащий текст зашифрован в еще более ничего не означающую кодовую систему), однако эта пустота “опредмечена” этой же, своей, системой имея продолжительность, развитие, характер, содержание. Сопровождающее видео характерно тем, что конкретный текст  приближается к глазу до степени эффекта стробоскопа (когда ничего уже нельзя прочесть). Зритель понимает только, что конкретный текст, по-видимому, существует и даже пытается его проследить по бумажке (которую я раздаю вначале). На бумаге поэма нарисована ‘флажками’, к которым приведена расшифровка по буквам :)))) В общем, после максимального перенапряжения зритель в какой-то момент ощущает тщетность своих попыток понять, прочитать, проследить содержание и расслабляется. На этом этапе он приходит к цели – начинает созерцать эстетическое зрелище в чистом виде.

………………………………………….

artploshadka@gmail.com

artploshadka.wordpress.com

One Comment leave one →
  1. Nicoleta permalink
    May 8, 2011 8:49 pm

    I have the seen the work of Lucia in Amsterdam few years ago and I really liked it. She is a talented artist indeed and she is able to adapt to any form of art in any circumstance. Glad you were able to interview her.

Leave a comment