Skip to content

Илья Тромбицкий: «Позитив для окружающей среды от периода массовой самоизоляции компенсирован негативом»

January 11, 2021

Серия интервью с молдавскими художниками, активистами, экологами и деятелями культуры. Обсуждаем влияние пандемии на экологию и жизнь общества.

Илья Тромбицкий, г. Кишинев, руководитель Международной ассоциации хранителей реки  “Eco-TIRAS”  Основные направления деятельности организации: • Содействие трансграничному сотрудничеству в бассейне Днестра; • Укрепление мер доверия; • Сохранение водных ресурсов и экосистем бассейна Днестра; • Адаптация к изменению климата; • Экологическое законодательство и участие общественности; • Сохранение биоразнообразия.


Наш проект посвящен обсуждению влияния пандемии COVID-19 на жизнь общества и окружающую среду. Мы собираем мнения художников, представителей общественных организаций и экологов с двух берегов Днестра.

– Скажите, пожалуйста, как именно, по Вашему мнению, повлияла пандемия на жизнь мирового сообщества? Произошли ли какие-то изменения в общественном самосознании?

– Наиболее прогрессивная часть общества, на мой взгляд, поняла, что пандемия является последствием неразумного поведения человечества, чрезмерного давления на экосистемы, в результате которого природа ответила саморегулятивными мерами, т.е. ввела механизмы, направленные на уменьшение численности человечества, чтобы снизить эти негативные воздействия. Вообще есть разные группы населения, которые отреагировали на пандемию по-разному. Кто-то, например, придерживается конспирологии вокруг коронавируса. Часть населения – просто посчитала, что каждые 100 лет происходят подобные вещи и к этому тоже надо приспособиться. Верующие, по всей видимости, посчитали, что это – расплата за какие-то грехи человечества или конкретно кого-то. Такие реакции проявились. В общем, по-разному.

На мой взгляд эта ситуация не привела к какой-то большой консолидации человечества, все-таки, в бОльшей степени – «каждый за себя».

– А как она повлияла на жизнь общества Молдовы и Приднестровья? Трансформировались ли каким-либо образом общественные ценности?

– Я не думаю, что нечто глубокое произошло в трансформации человеческих ценностей. Скорее, на каждодневную жизнь пандемия повлияла, поскольку очень сильно ограничены возможности продуктивной работы, реакций и привычного образа жизни «business as usual».

Ну, конечно, нам пандемия очень сильно подгадила, потому что нет возможности так эффективно работать, как работали в нормальной обстановке,  правда, трагедии пока не произошло.

– До пандемии все больше нарастала обеспокоенность людей состоянием окружающей среды. Как Вы считаете, в настоящий момент эта общая обеспокоенность состоянием биосферы снизилась?

Мне кажется, что в разных образовательных группах отношение разное. Как я уже сказал, думаю, что в перспективе в общественном сознании значимость состояния окружающей среды увеличится. Но когда эпидемия закончится, полагаю, что повышение оценки этой значимости сойдет на нет в общественном сознании, так же, как и политика правительств по адаптации к изменению климата.

– Опишите, пожалуйста, как именно повлиял период массовой самоизоляции на состояние окружающей среды Молдовы? Считаете ли Вы этот эффект кратковременным?

– Скорее позитивно, чем негативно. В том плане, что, все-таки, за счет массовой изоляции оказывался меньший прессинг на окружающую среду, появилось больше свободы для животного и растительного мира. Но я не могу сказать, чтобы это было слишком существенно. Ну и определенное падение производства тоже оказало позитивное влияние.

В то же время, сама пандемия позволила правительствам и властям вести себя более расхлябанно, больше скрывать, например, загрязнения, потому что – всегда можно списать на чрезвычайную ситуацию. Поэтому, в общем-то, позитив для окружающей среды от периода массовой самоизоляции в значительной мере компенсирован и будет компенсирован негативом.

– Какая из проблем Молдовы  волнует Вас, как эколога, сейчас больше всего?

– Ну, наверное, такие факторы, как: качество воды, загрязнение воды, доступ населения к качественной питьевой воде. Потому что в этом параметре отражаются интегрально многие другие негативные воздействия на окружающую среду. Это и эрозия почв, и загрязнение вод, и мусор, и вырубка лесов. Все это отражается на качестве и количестве воды. Поэтому, в общем-то, это производная.

– Повлиял ли как-то карантинный режим на состояние Днестра?

– Ну, знаете, состояние Днестра в бОльшей степени зависит от климатических процессов. Изменение климата идет наступательно на регион Северо-Западного Причерноморья. Из-за этого ситуация ухудшается из года в год, хотя годы бывают очень разными в этом плане. Я не могу сказать, чтобы можно было вычленить влияние пандемии COVID-19 на состояние Днестра. Это, естественно, – один из влияющих факторов, но он теряется, на мой взгляд, с массе других факторов. В данном случае климатические изменения играют гораздо бОльшую роль, чем сама по себе пандемия и действия, появляющиеся или отсутствующие в связи с ней.

– Как Вы думаете, что показала нам пандемия в отношении пластика? Возможен ли в нашей жизни полный отказ от его использования?

– Наверное, полного отказа от использования пластика и не нужно. Нужно просто управление отходами, связанными с пластиком. Над этим, в принципе, цивилизация работает, в большей степени – на Западе, в меньшей степени – у нас. Но, конечно, такие решения, как отказ от пластиковых пакетов, отказ от одноразовой посуды – являются важными позициями. В то же время, я не вижу пока возможности или реалий к тому, чтобы отказаться от пластиковых бутылок, поскольку они слишком широко вошли в обиход и они довольно удобны в повседневной жизни. Из-за этого, наверное, это произойдет еще не скоро, хотя они, наверное, главный источник пластикового загрязнения.

Кроме того, существует проблема микропластика и нанопластика, которые являются производными от этих вещей. Они включены в ряд продуктов, в том числе – косметику. И здесь, конечно, нужно идти по пути постепенных запретов, что очень тяжело делается, потому что бизнес играет значительную роль в формировании политик государств. А бизнес не приветствует эти вещи. Возможно, со временем как-то этот вопрос будет, все-таки, решаться. Но это вопрос еще не сегодняшнего дня, наверное лет через десять начнут приниматься какие-то более серьезные меры в этом направлении.

То же самое касается управления отходами фармацевтики. Я имею в виду просроченные лекарства главным образом, а также отходы больниц и госпиталей. Все эти вещи, на самом деле, – чрезвычайно противны для природы. Их довольно много содержится в Днестровской воде. Здесь просто нужно принимать определенные меры. В первую очередь, на мой взгляд, – устанавливать какие-то емкости в аптеках, с тем, чтобы люди могли приносить вышедшие из строя лекарства и туда бросать. И заняться их безопасной утилизацией.

– Скажите, пожалуйста, как повлияла пандемия на Вашу деятельность и деятельность Вашей организации?

– Достаточно сильно повлияла, поскольку мы не можем свободно общаться со всеми заинтересованными лицами, со своими бенефициарами. В меньшей степени мы путешествуем по стране, не можем посещать Приднестровье. Учитывая, что мы активно работаем и в Приднестровье и в Украине, для нас это, конечно, довольно большой удар. Ну а то, что можно обсуждать онлайн, мы, конечно, обсуждаем с помощью платформы ZOOM. В этом плане проблем нет. Это, конечно, психологически надоедает. И не всего можно достичь онлайн, чего можно достичь при прямом общении.

Во всяком случае, мы провели в этом году 3 конференции, издали их материалы. К примеру, в традиционной Днестровской бассейновой приняли участие более 100 человек, все оказались очень довольны, были получены очень высокие оценки. Еще одна конференция – посвященная юбилею академика Л.С. Берга, – запланирована на март. То есть мы стараемся не выпадать в осадок и стремимся сохранить эти методы. В то же время, понятно, что такие вопросы, как укрепление контактов между Молдовой и Приднестровьем посредством ZOOM не очень-то эффективны без прямого общения. Особенно это касается молодежи. У нас была успешная летняя школа онлайн для молодых людей в июле-августе продолжительностью 13 дней, с домашними заданиями и смешанными рабочими группами левого и правого берегов. И, хотя к ней был большой интерес, но мы не смогли, к сожалению, обеспечить очный контакт молодежи.

Молодежная летняя школа 2020 года


Также совершенно невозможно проводить экспедиции в связи с пандемией. Конечно, это – потерянный год, хотя мы стараемся делать все, что было запланировано, на сколько это возможно. Это все равно не позволяет продолжить работу эффективно в привычном нам режиме. Многие вещи, особенно полевые – довольно сложно реализовать, что составляет проблему на будущее.

Нам удалось успешно объединить ученых двух берегов для решения проблем Днестра


– Расскажите, пожалуйста, возникли ли у Вас какие-либо новые рабочие идеи, проекты, «навеянные», так сказать, пандемией? Удалось ли их воплотить? Почему, если нет?  Как, если да?

Нет, мы не собираемся приспосабливаться в этом плане к пандемии. Мы живем в том мире, в котором мы живем, но специальные проекты по пандемии у нас вряд ли будут. Мы не любим хвататься за все, на что дают деньги, и посему мы не поймались на эту удочку и не собираемся в дальнейшем как-то использовать эти специальные пандемические деньги для нашей каждодневной работы. Мы продолжаем заниматься тем же, чем и раньше, не отходим от наших приоритетов. Единственное, как пандемия повлияла на нашу деятельность – это ряд  мероприятий приходится перевести в режим онлайн. И некоторые вещи невозможно реализовать в силу того, что нужно ехать в Украину или в Приднестровье, а мы этого сделать не можем, к сожалению. Поэтому выполнение этих задач мы вынуждены отложить в ящик. Впрочем, иногда помогают международные связи. Благодаря им вместе с нашими чешскими партнерами из пражской НПО “ARNIKA” в декабре нам даже удалось посетить Приднестровье и встретиться с нашими партнерами там для планирования нашей дальнейшей совместной деятельности. Но это, к сожалению, скорее исключение.

– На чем, в каком направлении, как Вам кажется, современным экологам Молдовы и Приднестровья стоило бы сконцентрировать свое внимание и усилия?

– Мы традиционно концентрируем эти усилия на состоянии Днестра и на политиках и сотрудничестве двух государств по управлению Днестром. Мы бы хотели, чтобы, все-таки, наше молдавское правительство немножко изменило свою политику, чтобы было возможно вовлечь в этот процесс Приднестровье. Для начала, может быть, на неправительственном уровне. Я имею в виду состав Днестровской комиссии, которая имеет определенные представительства, и, естественно, наличие представителей Приднестровья и в составе самой комиссии и в составе рабочих групп, очень бы здОрово помогло решению общих проблем. К сожалению, получается, что из-за политических подходов этого не происходит. С этим не согласны ни украинцы, ни специалисты Молдовы, в том плане, что гораздо лучше было бы включить в дискуссии и в принятие решений Приднестровский регион в составе молдавской части комиссии и рабочих групп.

Материалы трёх международных конференций, проведенных в период COVID-19 онлайн.


– Спрогнозируйте, пожалуйста, чего следует ожидать жителям Молдовы в связи с глобальным потеплением. Прошлая зима уже поразила нас своей теплотой, нынешняя зима – тоже пока не очень балует снегами. Что будет дальше?

– Ну, в принципе изменение климата – это не столько даже изменение температур, сколько – повышение частоты чрезвычайных природных событий. Я, в первую очередь, имею в виду засухи и наводнения. И вот мы как раз-таки видим, что нам не удается пока ни прошлой зимой, ни этой зимой насытить землю в достаточной мере влагой, с тем, чтобы то же сельское хозяйство почувствовало себя более уверенно и урожаи были более эффективны. В силу этого нужны, естественно, адаптационные меры. Мы, в том числе, работаем в рамках проекта UNDP или ПРООН над тем, чтобы повысить привлекательность таких методов сельского хозяйства, которые должны обеспечить адаптацию к изменению климата. Речь идет, в первую очередь, о внедрении методов консервативного земледелия, которые не так много потребляют воды, при этом сохраняют почву от эрозии. Это очень неглубокая вспашка  и высаживание культур, после вырастания и уборки которых, той же пшеницы, например, не происходит снова вспашки, стерня остается на поверхности и она очень хорошо укрывает землю от испарения, и за счет этого сохраняется влага в почве. Это работает.

Всё это вместе, конечно, это будущее Молдовы, если Молдова хочет адаптироваться к изменению климата. И в этом плане мы очень успешно объединили ученых с двух берегов, я имею в виду Институт «Селекция» из г. Бельцы и Тираспольский Институт сельского хозяйства (бывший всесоюзный) на этой работе. И они даже провели этой весной конференцию, которую мы профинансировали. Вышел большой том ее материалов. Также провели общий офлайн семинар по этой теме.

Чешская некоммерческая организация “People in Need” помогла с публикацией двух хороших книжек по консервативному земледелию, в том числе на русском языке, для того, чтобы и Приднестровье могло эффективно внедрять эти меры. Благодаря этому сотрудничеству даже в период пандемии нам удалось пару раз съездить в Приднестровье с тем, чтобы эти вопросы обсудить и посмотреть, как дела идут у тех фермеров, которые внедряют эти методы. Не знаю, как в Приднестровье, но в Молдове, например, очень жестко работает принцип: «земля должна работать». Этот принцип подразумевает, что нельзя оставлять землю необработанной, а нужно пахать и сеять, не важно, куда пойдет урожай и будет ли он вообще, но нужно, чтобы этот процесс шел. Это достаточно вредный на самом деле подход в сегодняшних условиях, когда надо думать как об экономической выгоде, так и о сохранении  почв. В силу этого, наверное, постепенно пройдет у этих людей реконструкция мЫшления, как говорил Горбачев, и постепенно будут переходить на более щадящие методы, которые одновременно – менее финансоемкие, с тем, чтобы здесь и сельское хозяйство развивалось, и в то же время не было деградации и природных экосистем и сельского хозяйства.

Книги проф. Бориса Боинчана, излагающие путь адаптации сельского хозяйства к изменению климата.


– Как Вы считаете, какими будут следствия пандемии для экосистемы планеты?

– Будем видеть, куда эта пандемия дальше пойдет и сколько жизней она заберет. Наверное, в целом для экосистемы планеты это, все-таки, позитив, если мы не будем выделять отдельно человеческий вид, как что-то особое вне экосистемы. Я думаю, что какое-то восстановление природных экосистем должно произойти, особенно это касается тропических стран. Но трудно сказать, как долго она продлится, поэтому трудно сказать, какие стратегические последствия будут. Упадет производство, в первую очередь хозяйственное. В силу этого произойдет определенное восстановление экосистемы.

– Что бы Вы порекомендовали простым гражданам, неравнодушным к состоянию окружающей среды? Как простой житель Молдовы может изменить свою бытовую жизнь, чтобы способствовать сохранению природы, или, по крайней мере, не усугублять ее плачевное положение?

 – По-моему здесь все достаточно просто. Слава Богу, у нас уже есть счётчики воды и прочих природных ресурсов и людей не надо учить экономии воды, они уже это делают. Второй момент – нужно сортировать мусор, и третий момент – нужно не выбрасывать мусор где попало. Хочу сказать, что здесь, конечно, большую роль играют даже не люди, а власти. Властям и на центральном и на местном уровне нужно обратить внимание на то, чтобы помочь решать эти вопросы простым людям. То есть, если некуда выкидывать сортированный мусор, то естественно, они его вынуждены выкидывать как есть.

И еще момент. В силу дороговизны энергоресурсов следует обратить внимание на альтернативные источники, в первую очередь – на недорогие, как, например, термоаккумуляторы – когда можно солнечную энергию, даже в холодное время года, превращать в теплую воду. Для этого нужно сделать небольшие вложения, зачастую есть очень недорогие методики, можно своими руками всё сконструировать. Если руки на своем месте, то оно все работает. Это экономит деньги и одновременно не требует сжигания какого-либо топлива или использования электроэнергии, которая тоже является продуктом сжигания какого-то топлива.

Интервью провела Асауляк Раиса

(НП «ИПЦ «Априори» г. Тирасполь)


О Проекте

Основная цель  проекта «Пандемия, экология и художник»   –  налаживание связей между представителями культурного сообщества двух берегов Днестра через ряд публикаций для “ART-PLOSHADKA” с привлечением художников, экологов и активистов. Проект также включает в себя проведение выставки, где будут представлены работы художников и фотографов, созданные во время самоизоляции.

Автором творческого проекта «Пандемия, экология и художник»,  является Татьяна Федорова, художник, преподаватель  Детской  художественной школы им. А. Щусева, председатель платформы «ART-PLOSHADKA».

Целевой аудиторией мероприятий являются художники современного искусства,  активисты, акторы культуры обоих берегов Днестра, исследующие и  актуализирующие различные социальные вопросы. Художники, как индикаторы  современности и трансформаторы общества, сегодня в эти трудные дни изоляций и преград могут поспособствовать проявлению социальных проблем и сделать их более видимыми.

Проект   также направлен на реактуализацию онлайн платформы  “ART-PLOSHADKA”, которая была создана в 2008 году.  Деятельность сети “АРТ-ПЛОЩАДКА” направлена на создание он-лайн сообщества культурного сектора Молдовы с целью консолидации молдавских культурных ресурсов, а также на формирование и расширение единого культурного пространства, охватывающего самые различные стороны искусства и культуры.

Мероприятие проходит в рамках второго этапа Платформы «Культура», координаторами которой являются Национальный Комитет ИКОМ Молдова в партнерстве с  Агентством экономического, социального и культурного развития ”Парагон”, при поддержке программы «Укрепление мер доверия» (EU-SBM V), финансируемой Европейским Союзом и внедряемой Программой Развития Организации Объединённых Наций.

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: