Skip to content

Игорь Щербина (Fazya): “Трудностей не было. Просто возникла неопределенность, которая длится по сей день”.

August 3, 2020

Серия интервью с молдавскими художниками и фотографами. Обсуждаем вопросы самоизоляции, демократии, экологии и какие новые нормы пост-карантинной жизни нас ожидают в ближайшем будущем. 

 

116581533_585168982390712_1128076998391477259_n“Фазя – наблюдает Москву” фото Владислав Хынку

 

В какой ситуации пандемия тебя застала, в какой момент? С какими трудностями вы столкнулись?

– Зима, как известно, всегда приходит неожиданно)) Вот никогда такого не было, и тут опять!!! Так и пандемия.

Трудностей особых не было. Просто возникла неопределенность, которая длится по сей день…

– Кардинально ли поменялась твоя жизнь во время самоизоляции?

– Каких-то кардинальных изменений нет. Просто возникли новые условия.

– Как проходила твоя самоизоляция? Чем занимались?

– Изоляция прошла успешно)) Занимался тем же, чем и всегда – работал, рисовал, сочинял проекты, читал, смотрел кино. Ничего особенного. Только не давали гулять в парках, что, по моему глубокому убеждению, верх идиотизма.

-Как вы планируйте отдыхать этим летом?

– Я еще не планирую. Просто жду взлета))

– Что для тебя была самоизоляция? Нарушение гражданских прав и свобод или  вынужденная мера?

Самоизоляция – это, конечно, вынужденная мера. Но в Москве все выглядело как «нарушение прав и свобод». Власть не могла (или не хотела) вменяемо разъяснять ситуацию, в результате чего ползли слухи. Измышления диванных умников доходили до маразма, а в это время вводили запреты без внятного объяснения. Вышла насильственная изоляция.

Впрочем, я не был изолирован в полной мере. Просто выписал себе пропуск на все время и ездил или ходил пешком на работу, когда это было нужно.

Была ли  финансовая поддержка во время самоизоляции?

– От государства я ничего не получил, как и подавляющее большинство граждан. Обещания русских властей ничего не стоят. А вот люди друг другу помогали. Например, владельцы помещения, которое мы снимаем для работы, снизили стоимость аренды на период изоляции.

-Смог ли перейти на онлайн работу?

– Я уже много лет работаю онлайн, когда в этом есть резон. Работаю дома и в офисе примерно поровну.

– С какими денежными проблемами столкнулся, и как удается их решать?

– Не успел напечатать денег – теперь жалею; сейчас денег нет, но мы тут держимся))

– Нашлось ли время для творчества?

– Как всегда, времени на творчество мало – ведь нужно есть, спать, пить вино, разговаривать, ходить, ездить и т.д. Эти проблемы вечные, пандемия тут не при чем))

– Возникли ли какие-то новые творческие идеи?

– Возникло несколько идей.

– Удалось ли их воплотить? Почему, если нет?  Как, если да?

– Сейчас работаю над двумя проектами, рожденными «благодаря» пандемии. Подробности будут чуть дальше; оба проекта связаны с информацией о пандемии и искаженной коммуникацией по этому поводу.

– Жизнь уже никогда не будет прежней, как до пандемии. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

– Человеки – это такие звери, которые по своей сути не меняются тысячелетиями; а одной из основных человеческих характеристик остается способность к адаптации. Так что и согласен и не согласен одновременно))

– Как вы считаете, самоизоляция людей, как вида, живущего на земле – улучшила состояние экологии, или ухудшила? Почему?

– Временно – да! Было мало людей на улицах, почти никто не ездил в метро. Вернулись запахи, звери и птицы. По городам гуляли волки и лисицы, медведи отбирали еду у редких покупателей продовольственных магазинов. В подъездах некоторых пятиэтажек выросли грибы.

– Как вы считаете, что именно изменится в мире после пандемии?

– Поживем – увидим. Но знаю точно, что появятся новые возможности. Некоторые люди смогут стать еще умнее, некоторые – богаче, а некоторые – глупее))

– Что станет новой нормой в обществе?

– Не знаю

– Как вы думаете, заставляет ли пандемия выбирать между экономикой и экологией, между заботой о людях и заботой о природе?

-Человеку все время нужно выбирать! Кто не выбирает, тот лежит на кладбище

– Назовите 3 пункта, вещи, явления, которых вам больше всего не хватало:… (например, встречи с друзьями, объятия…)

-Три – это много)) Два: мне не хватало встреч с друзьями и достало все время сидеть в Москве – давно хочу сменить картинку!!

– Назовите 3 пункта, изменения в общей жизни вокруг, которые вам понравились:… (например, тишина на улицах)

– Запахи (теперь снова они исчезли). Отсутствие людей у касс винных магазинов (теперь снова народ толпится). Отсутствие толп на улицах – не люблю народ!

– Какой новый опыт получилось приобрести? (что-то, чего вы вообще не делали до пандемии)

– Теперь я знаю, что если государство о чем-то умалчивает, совсем не обязательно, что этого нет! Так, никто толком не знал, что индивидуальным предпринимателям положен пропуск без ограничений. А мне удалось узнать и воспользоваться))

116551907_291413008969699_8939586997018230634_n  проект Digital Wine, автор Игорь Щербина

Теперь немного о проектах, рожденных «благодаря» пандемии. Как я говорил в первой части, эти проекты связаны с коммуникацией, точнее, со спекуляциями в коммуникации. Сначала хочу рассказать об идее Digital Wine, это рабочее название.

Поводом для проекта послужили разные конспирологические теории во время пандемии: чипирование населения, инопланетное вторжение, бактериологическая война и так далее. Меня удивило то, что люди обсуждали чипирование или инопланетян так, как это делают бабушки на скамейках у подъездов: «вот одна ученая дама мне рассказала…» или «а вы знаете, что пишут в интернете? нет? так я вам расскажу» и так далее. Говорят, в Москве кур доят!

Люди хотят верить всему, что как-то отвечает на открытые вопросы. В огромном потоке информации невозможно отличить фэйковые новости от настоящих; критическое мышление увядает. Мозг начинает буксовать и пережевывать фэйки, погружая сознание в липкую апатию. Чтобы получить новое впечатление, человек реагирует на очередной фэйк и круг замыкается. Человек получает информацию из разных источников (это не только СМИ; это ВСЕ источники, которые позволяют человеку познавать мир). Информация оказывает прямое воздействие на устремления и желания человека. Главную роль здесь играет коммуникация: обмен мыслями, знаниями, эмоциями. Современные технологии, провокации и коммуникационные спекуляции позволяют манипулировать людьми.

Теперь о проекте. Почему Digital Wine? Это оксюморон. Дело в том, что вино – живой продукт, и оно может быть только аналоговым! Таким образом, Digital Wine это метафоричное название.

Представим себе, что вино стало недоступным по какой-то причине, но по-прежнему можно получить удовольствие от напитка. Как так? Ведь реальная органолептика недоступна. В этом случае поступаем просто: даем репрезентативную информацию о вине (вкусе, цвете, аромате и так далее). Действуем через другие органы восприятия: вместо вкуса человек получает его описание, набор ассоциаций. Параллельно воздействуем на мозг электрическими импульсами (настоящие импульсы также меняем на информацию о них, можно внушить человеку, что импульсы получены).

Все процедуры происходят в небольшом пространстве, в комнате, где можно сидеть или лежать на полу. Зритель (он же манипулируемый) получает визуальную информацию о вине на экране монитора, звук льется через наушники, комнату наполняют ароматы… Может звучать музыка, включаться абстрактное видео, меняться свет и цвет в пространстве. Человек получает порцию удовольствия благодаря собственному воображению – нет никаких измененных реальностей!!))).

Сама мысль сделать проект о влиянии коммуникации на людей не нова. Но сейчас появились новые инструменты воздействия, появился новый опыт провокаций и спекуляций. Поэтому неплохо снова обратить на это внимание. Идея находится в разработке, она мне очень нравится, поэтому спешу поделиться. Когда я смогу ее показать, пока не знаю. Кроме того, в этой идее я вижу определенную перспективу: ведь кроме вина можно использовать и другие примеры))).

Есть еще одна идея, которая появилась во время самоизоляции – книга без текста. Сейчас я воплощаю эту идею – делаю книгу.

Проект «книгабезтекста» начался давно и как будто без моего ведома. Я рисовал каракули по принципу автоматического рисования и складывал рисунки в папку. А во время самоизоляции я стал рисовать больше таких рисунков и папка наполнилась. Я перебрал рисунки и понял, что возник проект: экзистенциональная коммуникация vs клишированное сознание. Я увидел в рисунках знаки, сигналы, символы, которые образуют какую-то систему или код, который понятен тем, кто знаком с этой системой. Вот короткое описание.

This slideshow requires JavaScript.

Проект «книгабезтекста», автор Игорь Щербина

Реальность, в которой я пребывал во время пандемии, взрывала мозг: я – как будто персонаж мультфильма. СМИ захватили инопланетяне, обмен информацией превратился в квест «верю – не верю».  Интересно, что будет дальше, но мне никак не удается ухватить суть происходящего! Кажется, я перестал адекватно считывать информацию… может быть, я просто разучился ее расшифровывать?

Представим, что мы держим в руках инопланетную книгу – это попытка вступить с нами в контакт. Текст мы воспринять не можем, но видим изображения на страницах. Чтобы понять, о чем идет речь, нужна дешифровка, декодирование.

Во время карантина у меня не было привычного широкого общения. Я фиксировал изображения, что приходили на ум, моделируя некую абстрактную коммуникацию. Это двухмерные монохромные изображения, которые напоминают QR код. Они выходят за рамки иллюстраций, несут другой объем информации. Можно увидеть в них формы и взаимосвязи, обнаружив в каждом разные вещи – от сюжета до знака, от композиции до впечатления автора. Например:

Это будет книга без текста, точнее, без букв. То есть, сами рисунки и есть текст, информационные знаки. Сейчас, после изоляции, я понимаю, что по сути ничего не изменилось, информация такая же искаженная и проект остается актуальным без всякой пандемии.

Теперь я собираю эти изображения в книгу, добавляю новые, и собираюсь эту книгу издать – надеюсь, мы поймем друг друга с теми, кто ее прочитает. Вот как она может выглядеть:

Я собираюсь сделать сначала пробные экземпляры: сделаю несколько книжек вручную и покажу на одной из ближайших выставок. А затем, когда исправлю недочеты, а они всегда появляются, сделаю полноценный вариант небольшим тиражом.

Кстати о выставках. В Москве собралась небольшая группа художников – наших земляков; мы должны были сделать выставку «Бессарабское время» в апреле этого года, но не вышло из-за пандемии. Теперь мы заново готовим заявку в Объединение «Выставочные залы Москвы», чтобы выставиться в следующем году. Если все сложится, вернемся к этой теме, а пока хочу коротко прокомментировать суть. Началось все с того, что нас пригласили для участия в проекте Imago Mundi Лучиано Бенетона. Мы с радостью собрались и подготовили работы для проекта. В результате получился прекрасный каталог Republic of Moldova – Identity Flavour, который вдохновил нас на проведение выставки. Можно сказать, что сначала нас объединил каталог, а затем появились другие скрепы. Лично мне видится, что укоренение каждого в самой земле Бессарабии способно объединить нас, таких разных, в одном выставочном пространстве. Интересно, что в описании выставки мы определяем «бессарабское» ощущение времени как «способ осознания и сохранения собственного аналогового опыта в среде тотальной цифровизации в преддверии эпохи киборгов». Показательно, что этот текст был написан накануне авральной цифровизации, обеспечивающей регламент карантина в Москве.

На этом пока все. И так много получилось)))

Игорь Щербина (Fazya) Художник, дизайнер. Работает в области современного искусства и визуальных коммуникаций.Проекты художника были представлены в Молдове, Россия, Украина, Польша, Болгария, Румыния, Сербия, Словения, Германия, Голландия, Франция, Канада, США, Израиль, Армения, Монголия, Италия.

«Я родился в Бессарабии, в городе Измаиле в 1966 году. До 2002 года жил в Кишиневе, а затем переехал в Москву. Рисую с раннего детства; в разные годы занимался живописью, дизайном, видеоартом… Сейчас продолжаю работать во всех этих направлениях параллельно – широкая натура)).  Моя творческая биография достаточно разнообразна. Работал в театре, в кино и на телевидении, в рекламных агентствах и дизайн-бюро. Теперь ощущаю себя свободным художником.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………….

О Проекте

Основная цель  проекта «Пандемия, экология и художник»   –  налаживание связей между представителями культурного сообщества двух берегов Днестра через ряд публикаций для “ART-PLOSHADKA” с привлечением художников, экологов и активистов. Проект также включает в себя проведение выставки, где будут представлены работы художников и фотографов, созданные во время самоизоляции.

Автором творческого проекта «Пандемия, экология и художник»,  является Татьяна Федорова, художник, преподаватель  Детской  художественной школы им. А. Щусева, председатель платформы «ART-PLOSHADKA».

Целевой аудиторией мероприятий являются художники современного искусства,  активисты, акторы культуры обоих берегов Днестра, исследующие и  актуализирующие различные социальные вопросы. Художники, как индикаторы  современности и трансформаторы общества, сегодня в эти трудные дни изоляций и преград могут поспособствовать проявлению социальных проблем и сделать их более видимыми.

Проект   также направлен на реактуализацию онлайн платформы  “ART-PLOSHADKA”, которая была создана в 2008 году.  Деятельность сети “АРТ-ПЛОЩАДКА” направлена на создание он-лайн сообщества культурного сектора Молдовы с целью консолидации молдавских культурных ресурсов, а также на формирование и расширение единого культурного пространства, охватывающего самые различные стороны искусства и культуры.

Мероприятие проходит в рамках второго этапа Платформы «Культура», координаторами которой являются Национальный Комитет ИКОМ Молдова в партнерстве с  Агентством экономического, социального и культурного развития ”Парагон”, при поддержке программы «Укрепление мер доверия» (EU-SBM V), финансируемой Европейским Союзом и внедряемой Программой Развития Организации Объединённых Наций.

 

 

 

 

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: