Skip to content

Александр Раевский: “Все планы, над которыми я работал с сентября прошлого года, были аннулированы”.

July 28, 2020

Серия интервью с молдавскими художниками и фотографами. Обсуждаем вопросы самоизоляции, демократии, экологии и какие новые нормы пост-карантинной жизни нас ожидают в ближайшем будущем. 

 

IMG_2341Александр Раевский в мастерской в Марбурге (Германия)

– Алекcандр, в какой ситуации пандемия тебя застала, в какой момент? С какими трудностями ты столкнулся?
16 марта был запланирован мой прилёт в Молдову.
За день до вылета со мной связался представитель авиакомпании и сообщил, что с 16 марта все границы Молдовы закрываются, а мой рейс откладывается на неопределённый срок. Что касается трудностей… все планы, над которыми я работал с сентября прошлого года, были аннулированы. По сей день, не существует ни какой ясности в этих направлениях.
– Кардинально ли поменялась твоя жизнь во время самоизоляции?
Я бы так не сказал.
 – Как проходила твоя самоизоляция? Чем занимался?
В самоизоляции я нахожусь последние лет эдак 20.
Это часть профессии. В особенности в последние годы.
Работал в мастерской над проектом. Помогал своей супруге подготовиться к защите докторской диссертации. Много времени проводил с ребёнком (поскольку детские садики были закрыты на неопределённый срок).
Как ты планируешь отдыхать этим летом?
Я не планирую отдыха как такового. Причина не в распространении корона вируса. Отнюдь. Надо готовиться к двум важным выставочным проектам.
 – Что для тебя была самоизоляция? Нарушение гражданских прав и свобод или вынужденная мера?
Наши права и свободы нарушаются и ущемляются всегда, в любое время суток, в независимости от времени года, религии, национальности, пола или географического положения! Также не принципиально, какой профессиональной деятельностью мы занимаемся. Рычаги управления социумом сформированы таким образом, что один класс всегда эксплуатирует другой.
Увы, ни чего нового. Можно вешать различные модные ярлыки тем или иным событиям, оформлять их в кружевное словоблудие, примеряя при этом эти наряды на телеса модных трендов. Однако, на протяжении тысячелетий власть имущими выстроены иерархические структуры под влиянием, которых
микроскопическое меньшинство никчёмным образом эксплуатирует подавляющее-гигантское большинство.

Думаю лишнее перечислять те способы и средства, которые используются в реализации этих процессов. Можно лишь резюмировать то, что да, это эволюционно выстроенная модель утилизации более слабого, ущемлённого, не способного защитить свои интересы и интересы своих близких.
Рассматривая эти аспекты, вопрос об изоляции смотрится чрезмерно невидимым из-за своего размера в соотношении с более существенными явлениями, частью которых мы все сегодня являемся, при этом, не имея ни малейшей возможность как-то влиять на вышеописанную данность.

 

IMG_2013 копияIMG_2009IMG_2386

живописная работа “Последняя комната” из проекта Александра Раевского “Первая помощь при несчастных случаях”


– Была ли финансовая поддержка во время самоизоляции?
По всему миру были распространены оптимистические новости о том, что в Германии выделяют 50 миллиардов на поддержку креативных работников.
На деле это оказался раздутый популистический пузырь, который пытается раздуть правящая коалиция. В моём персональном случае финансовая помощь была оказана в очень не значительном размере, которая покрыла только арендную плату за мастерскую за 3 месяца. И то, насколько мне
известно, далеко не все мои коллеги смогли получить даже эту сумму.
 -Смог ли перейти на онлайн работу?
Я это практиковал и до карантина.
-С какими денежными проблемами столкнулся, и как удается их решать?
Всё как обычно, ни чего нового. Жизнь это борьба, особенно когда в семье есть хотя бы один
художник.
-Нашлось ли время для творчества?
Да, конечно!
– Возникли ли какие-то новые творческие идеи?
Продолжал работать над проектом, которым занимаюсь с прошлой весны посвящённый изучению
ситуации вокруг еврейского сообщества города, в котором я живу (Марбург).
– Удалось ли их воплотить? Почему, если нет? Как, если да?
Была реализована следующая ступень вышеописанного проекта.
Также организовал в пространстве старой табачной фабрике небольшую групповую выставку с
местными художниками.

Проект Александра Раевского “Первая помощь при несчастных случаях”

 

– Жизнь уже никогда не будет прежней, как до пандемии. Согласен ли ты с этим
утверждением? Почему?
Нет, не согласен. Жизнь ни когда не стоит на месте, это факт.
На протяжении истории человечества были намного масштабней и опасней эпидемии, где смертность многократно превосходила сегодняшнюю ситуацию. Вымирали целиком города, миллионы людей сжигались во избежание распространения болезней. Другое дело, что ранее не существовала репрессивная машина СМИ. Она готова уничтожить всё на своём пути. Вопрос заключается только в команде от хозяина сверху. Сегодняшняя корпоративная узурпация, ускорила и углубила процессы распада глобального общества. Порой это действо носит форму уродливого эксперимента, в процессе которого на нас с
вами делаю различные опыты по выживанию.
 – Как ты считаешь, самоизоляция людей, как вида, живущего на земле, улучшила состояние экологии  или ухудшила? Почему?
Ни то, ни другое. К огромному сожалению это не влияет на общую экологическую картину. Многие пишут что воздух стал чище, вода прозрачней , животный стали заходить в города и небо по розовело…
Это носило чрезмерно краткосрочный характер. Индустриальные города заработали на полную мощь, после короткой паузы. По официальной статистике, именно индустрия наносит непоправимый урон нашей планете.
Даже не выбросы от автомобилей, или естественные испарения углекислого газа.
 – Как ты считаешь, что именно изменится в мире после пандемии?
Ситуация зеркально отображает процессы, которые происходили во времена американской депрессии, которая успешно подошла к своему логическому завершению после нового витка распределение всевозможных ресурсов. С одной лишь существенной разницей, в начале 20 века капиталистическая модель общества только набирала свои обороты. Сегодня мы имеем совершенно другую финансово-экономическую модель в рамках глобальной системы, сетью
которой накрыт весь земной шар. Читая экономическую аналитику, приходишь к пониманию, что процесс запущен, только скорость обнуления одних и обогащения на этом других увеличилась в разы, также как и скорость смены
глобальной парадигмы в свете развития технологических механизмов контроля за управления.
 – Что станет новой нормой в обществе?
Считаю что ни какой «новой» нормы в обществе не будет.
Меняются условия существования, но суть остаётся той же, с небольшим отступление, которое существенного влияния на общую ситуацию не оказывает.
 – Как ты думаешь, заставляет ли пандемия выбирать между экономикой и экологией, между заботой о людях и заботой о природе?
Вопрос очень приятно-идеалистичен, у меня вызывает лёгкую, пессимистическую улыбку, не более… Ни забота о людях, ни об экологии не вписывается в корпоративные интересы сегодняшнего дня, да и завтрашнего тоже. На вершине этой конструкции восседает не первое тысячелетие финансово-экономические интересы, а всё остальное лишь прислуживает этому «эволюционному
Олимпу цивилизации».
…………………………………………………………….
 – Назови 3 пункта, вещи, явления, которые тебе больше всего не хватало:… (например, встречи с друзьями, объятия…)
Времени, звон в ушах на 10 минут в течении дня, спорта.
 – Назови 3 пункта, изменения в общей жизни вокруг, которые тебе понравились:… (например, тишина на улицах)
Больше времени проводил со своей семьёй, всё остальное носило относительно тот же характер.
 – Какой новый опыт получилось приобрести? (что-то, чего ты вообще не делал до пандемии)
Ничего нового, просто иначе были распределены временные отрезки дня.

Александр Раевский – художник.
Родился в Кишиневе, живет и работает в Марбурге (Германия).
В настоящее время является аспирантом в Высшей Школе Искусств, Дизайна и
Архитектуры Университета Аалто (Хельсинки, Финляндия).
Текущие исследовательские проекты сосредоточены на памяти травмы и ее эстетизации. Результатом исследований являются проекты, реализованные в виде, аудио – фото – видео инсталляций, живописи, интервенций в публичное и выставочное пространство. Его проекты были представлены в Молдове, Румынии, России, Узбекистане, Казахстане, Армении, Эстонии, Латвии, Словакии, Польше, Болгарии, Италии, Германии, Австрии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Бразилии, Кубе, Китае и Японии.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

О Проекте

Основная цель  проекта «Пандемия, экология и художник»   –  налаживание связей между представителями культурного сообщества двух берегов Днестра через ряд публикаций для “ART-PLOSHADKA” с привлечением художников, экологов и активистов. Проект также включает в себя проведение выставки, где будут представлены работы художников и фотографов, созданные во время самоизоляции.

Автором творческого проекта «Пандемия, экология и художник»,  является Татьяна Федорова, художник, преподаватель  Детской  художественной школы им. А. Щусева, председатель платформы «ART-PLOSHADKA».

Целевой аудиторией мероприятий являются художники современного искусства,  активисты, акторы культуры обоих берегов Днестра, исследующие и  актуализирующие различные социальные вопросы. Художники, как индикаторы  современности и трансформаторы общества, сегодня в эти трудные дни изоляций и преград могут поспособствовать проявлению социальных проблем и сделать их более видимыми.

Проект   также направлен на реактуализацию онлайн платформы  “ART-PLOSHADKA”, которая была создана в 2008 году.  Деятельность сети “АРТ-ПЛОЩАДКА” направлена на создание он-лайн сообщества культурного сектора Молдовы с целью консолидации молдавских культурных ресурсов, а также на формирование и расширение единого культурного пространства, охватывающего самые различные стороны искусства и культуры.

Мероприятие проходит в рамках второго этапа Платформы «Культура», координаторами которой являются Национальный Комитет ИКОМ Молдова в партнерстве с  Агентством экономического, социального и культурного развития ”Парагон”, при поддержке программы «Укрепление мер доверия» (EU-SBM V), финансируемой Европейским Союзом и внедряемой Программой Развития Организации Объединённых Наций.

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: