Skip to content

57-й Венецианская биеннале

August 19, 2017

Венеция традиционно с 1895 года раз в два года становится международным центром современного искусства. Со всего мира съезжаются художники, скульпторы, музейные работники, журналисты, кураторы, галерейщики, коллекционеры, любители искусства и просто любопытствующие. Новые идеи, новые имена, новые тенденции…

История Венецианской биеннале началась в 1895 году, но особенно популярной она стала в послевоенные годы, когда на биеннале стал показываться общепризнанный мировой авангард. В 1940-1950-х годах награды в Венеции получили Жорж Брак, Анри Матисс, Рауль Дюфи, Макс Эрнст. В 1950 году на павильоне США были представлены Поллок и Де Кунинг, а в 1964-м, благодаря тому же американскому павильону, международное признание получил поп-арт: гран-при конкурса досталось Роберту Раушенбергу.

С 1972 года биеннале становятся тематическими. Тему объявляет специально назначенный куратор основного проекта, и всем участникам предлагается следовать обозначенной теме. Темы бывают связаны с искусством или отражают актуальные мировые вопросы. Например, в 1986 году темой биеннале стало «Искусство и наука», в 2003-м — «Мечты и конфликты», в 2015-м — «Все будущее мира».

В этом году куратором Венецианской биеннале была назначена Кристин Масель (историк искусств, главный куратор Центра Помпиду в Париже), а темой биеннале стало: «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство!»). Свой выбор Кристин Масель объясняет тем, что в мире, полном конфликтов и потрясений, искусство становится главной ценностью, соединяющей людей, природу и космос. При этом, по ее словам, возрастает роль и ответственность художника, так как в условиях мировой нестабильности во многом именно художники формируют картину будущего.

Участие в программе 57-ой Венецианской биеннале принимают более 80 государств: от США и Китая до крошечных Кирибати и Тувалу. Внутри основного выставочного пространства есть отдельный русский павильон; также Россия участвует в параллельной программе с выставкой «Man as Bird».

На Венецианской биеннале 2017 два “Золотых льва” присуждены Германии: за лучший национальный павильон и за лучшего художника основного проекта.
Награды за лучший национальный павильон на 57-й Венецианской биеннале удостоен павильон Германии за перформанс 39-летней немецкой художницы Анне Имхоф.
Художница из Франкфурта представила перформанс под названием «Фауст», продолжающийся около пяти часов. Немецкий павильон был перестроен внутри и разделен на отдельные пространства стеклянными плитами.
Зрители предвигаются по стеклянному полу и могут наблюдать за происходящим под стеклянными перекрытиями, за стеклянными стенами, над ними.Участники перформанса, перемещащиеся под стеклянным полом и по размещенным под потолком стеклянным плитам, выполняют команды модератора. Сам павильон огражден металлическим забором и колючей проволокой, а здание охраняется собаками. Перформанс представляет собой высказывание художницы о механизме власти, насилии, подчинении, повиновении, сопротивлении и свободе.

3

4

Второго “Золотого льва” жюри присудило художнику-концептуалисту Францу Эрхарду Вальтеру, который признан лучшим художником основного проекта.
На Венецианской биеннале 2017 представлена инсталляция немецкого художника, состоящая из текстильных полотен и стальных напольных скульптур.
Франц Эрхарт Вальтер получил награду за работу, которая объединяет формы, цвет, ткани, скульптуру и преформанс.

 

Рассказать обо всем представленном на выставке невозможно, поэтому остановимся на экспозициях нескольких стан.

Англия

В этом году, Великобританию представляет скульптор Филлиде Барлоу (Phyllida Barlow), праправнучка по отцовской линии Чарльза Дарвина. Ей 72 года, а известный и титулованный она, когда ей перевалило за 60. В 2011 году она получила Aachen Art Prize с премией в 10 тыс. евро. Выставка гигантских инсталляций Барлоу представляет Британию в Венеции. Их называют «Видениями из воображаемого мира» скульптора, а также — «анти-монументальными» работами из-за того, что для создания своих ассамбляжей Филлида использует не мрамор и гранит, а обыденные вещи и материалы, от бросовых досок до полиэтиленовых пакетов. «Процесс разрушения вещей, а потом их возобновление — этот постоянный цикл. Не столько в природе, а скорее через вмешательство человека. Разрушение домов, трагедия войны, крушение и последующая трансформация во что-либо иное. Большая идея нехватки статичности. Изменение вещей посредством неожиданных, ужасающих явлений вроде землетрясений или цунами. Но выглядит это невероятно красиво, хоть и является трагедией.

Филлиды-Барлоу

Соединенные Штаты Америки

Национальный павильон США в нынешнем году представляет Марк Брэдфорд, 55-летний художник из Калифорнии. На биеннале Брэдфорд презентует публике проект Tomorrow is Another Day (Завтра — другой день), который расскажет о разорении, насилии, амбициях и вере в способность искусства привлечь человечество не только к дискуссиям, но также и к действиям.
Сам Брэдфорд, известный исследованиями темы расовой дискриминации в США, в ходе работы Венецианской биеннале планирует работать с итальянскими заключенными, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Идея интригует многих, поскольку способы реализации этой социальной инициативы до начала выставки не оглашаются.

1

Франция

Музыка стала неотъемлемой частью современного арт-искусства — так считает французский художник, скульптор и дизайнер Ксавье Вейан, который представляет свою страну на 57-й Венецианской биеннале. По замыслу Вейана, павильон Франции станет студией звукозаписи, в которой ежедневно будут работать музыканты и звукорежиссеры со всего мира. Им предоставляется полная творческая свобода, и уже интересен результат этой деятельности.
Ксавье Вейан не только придумал Merzbau Musical — проект, который позаимствовал свое название у инсталляции немецкого дадаиста Курта Швиттерса, а еще и изобрел и создал несколько музыкальных инструментов — интрига, не правда ли? Проект после Венеции покажут в Буэнос-Айресе и Лиссабоне.

2

Венецианская Биеннале в 2017 г. – гимн «нового гуманизма», где главный герой не подавляет окружающий его мир, а посредством искусства воспевает торжество способностей человека. И в этом году столица «нового гуманизма» – Венеция.

Основной проект 57-й международной Венецианской биеннале современного искусства Viva arte viva («Да здравствует живое искусство!») открылся для посетителей 13 мая. 120 художников из 51 страны мира приняли участие в Венецианской биеннале 2017. Напомним, что 57-я Венецианская биеннале современного искусства продлится до 26 ноября 2017 года.

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: