Skip to content

http://pan.md/Как живут молодые композиторы в Молдове

April 2, 2011
Недавно в музыкальном колледже имени Штефана Няги состоялся шестой выпуск конкурса композиции.
Конкурс возник по инициативе педагогов-композиторов Снежаны Пысларь и Влада Бурли и адресован совсем молодым музыкантам, даже если они  находятся на начальном этапе обучения.

Цель конкурса  поощрять и обучать юные дарования, которые  делают первые шаги в сочинении и интерпретации своих произведений.

Председатель жюри Валерия Барбас отметила: «Я была удостоена чести судить этот конкурс, и удивлена уровнем подготовки конкурентов, особенно работами Христиана Спэтару (1-е место за исполнение Квартета до-диез минор)  и Василия Прокопчука (2-е место, пьеса «Дор-дорулец» для цымбал соло). Третье место заняли Аурел Бэлуцэ и Дорин Быткэ, диплом симпатий публики присвоен Михаеле Хандуке. Эти ребята заслуживают всяческой поддержки и дальнейшего творческого продвижения, для чего необходимо проводить подобные конкурсы на республиканском уровне и как можно чаще».

Влад Бурля подчеркнул, что конкурсная программа была составлена так, чтобы произвести впечатление на аудиторию. Работы оказались весьма разнообразны: пьесы для фортепиано соло, дуэты для фортепиано и скрипки, фортепиано и вибрафона, хоровые произведения, симфонии,  инструментальные ансамбли. «Мы не только организовали конкурс, но и помогали ребята профессионально оформить сочинения, присутствовали на репетициях. Творческая молодежь нынче не продвигается, потому что нет государственной стратегии в области культуры.  Культура как модель общества политиков не интересует, и нам самим надо думать о том, как возродить культурные традиции и восстановить статус художника-гражданина».

Конкурс композиции в музыкальном колледже – явление уникальное, не имеющее аналогов в других учебных центрах Молдовы. Участие в нем стимулирует многих ребят к тому, чтобы продолжить образование именно на композиторском факультете, сделать сочинение музыки своей профессией. И это очень важно на раннем этапе обучения, чтобы поверить в свои силы, примером чему служит участие Мариана Унгура в конкурсе «Евровидение» в качестве аранжировщика.

– Чтобы творчески проявиться, современному композитору нужен не только талант, но и пробивные свойства, коммуникативность. Но как прожить музыканту, если этим не прокормишься? – поинтересовались мы у Снежаны Пысларь.

– Никак. Надо отдавать себе отчет в том, что жизнь в музыке не обещает пути, усыпанного розовыми лепестками. И многие решаются на это сознательно, за что я их и уважаю. Композитору помимо таланта необходимы эрудиция, работоспособность, умение мыслить аналитически, потребность в постоянном самосовершенствовании. А также риск и смелость для того, чтобы публично представлять свою музыку.

Процесс формирования композиторов – дело кропотливое, длительное и непростое. Правильное обучение будущих профессионалов состоит в том, чтобы научить их не только «сочинять музыку», но и правильно оформлять и доносить свои музыкальные идеи до слушателя. Это и есть профессиональное ремесло.

–  У нас много молодых женщин-композиторов. Это свойство Молдовы или мировая тенденция?

– Это вполне закономерный процесс. Женщины-композиторы были всегда, просто их имена  скрывались в тени многовекового домостроя. Нередко их судьбы обрастали легендами – например, имя жившей в 12-м веке аббатисы Хильдегард фон Бинген и даже ученицы Антонио  Вивальди Лавигии Фуджиты, которая вынуждена была подписываться именем учителя.

В наши дни грань между традиционно мужскими и женскими профессиями стирается, и понятие «женщина-композитор» стало одним из феноменов нового времени, который исследуется и изучается. И если еще в начале 90-х  к студенткам композиторского факультета относились несколько настороженно, сейчас это явление стало привычным и повсеместным. В некоторых консерваториях этот традиционно «мужской» факультет на 90% состоит из женщин.

– Среди молодых авторов на конкурсе «Евровидения» полноценно был представлен только Александру Брашовяну. Почему так мало профессионалов проявляется в шоу-бизнесе?

– В нашей отечественной поп-музыке, к сожалению, не часто встретишь свежую идею. Ведь ее сочинение – тоже особое искусство, отличающееся от сочинения произведений в академических жанрах. Поп-музыка живет своей самостоятельной жизнью, и на вопрос, необходимо ли ее создателю иметь профессиональное образование, сложно ответить однозначно. Просто в поп-музыку мало кто старается привнести свежесть и оригинальность. Ведь пресловутый «формат» – это всего лишь внешние рамки. И то, что публику не «цепляют» многие «творения» создающих эстрадные жанры, всецело проблема  самого «творца». Это отчетливо видно при голосовании на конкурсе «Евровидение». Это, кстати, относится не только к эстрадным композиторам.

– А как мы продвигаемся на Запад?

– Увы, многие наши коллеги просто уезжают за рубеж, где создают интересные и оригинальные проекты. Я имею в виду завершающих свое обучение в Америке Игоря Якимчука и Людмилу Кисе. Я думаю, что для них зарубежье  –  это повод увидеть мир.

О наших выпускниках скажу, что Мариан Унгур и Виталие Мосийчук, бывшие лауреаты конкурса, продолжили свое обучение в Академии музыки на кафедре композиции. Они пробуют свои силы в разных жанрах как академической, так и эстрадной музыки, успешно пишут аранжировки. Мне нравится их пытливый ум и постоянная тяга к самосовершенствованию.

– Почему у нас так мало пиарят молодых?

– Я думаю, что для раскрутки талантов необходимо, в первую очередь, этот талант в себе воспитать и поддерживать. И затем, перефразируя Бисмарка, «найдутся люди (музыковеды, журналисты, продюсеры), которые подведут под это дело основу». Хотя в наши дни продвижение таланта во многом дело рук самого таланта. Это факт.

Елена Узун
mail@pan.md

http://pan.md/news/show/Kak-jivut-molodie-kompozitori-v-Moldove

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: