Skip to content

[blogosfera.md] Трое под одной обложкой

February 4, 2011

 

Вышел в свет красочно изданный художественный альбом «Бессарабский стиль», содержащий около 40 авторских работ. Под одной обложкой собраны творения трёх художников: Михаила Бруни, Анатолия Калиненко и Эдуарда Майденберга. Разные по своим взглядам на творчество, по технике и манере живописи, по жизненному опыту, они несут радость познания мира, талантливое видение окружающего, собственное мироощущение.

Работы известного в Молдове и за ее пределами графика, живописца и скульптора Михаила Бруни, представленные в этом издании, демонстрируют широкий диапазон его творчества. От графических чёрно-белых работ, таких как иллюстрация к «Загадке Прометея», – до выполненных в собственной технике картин «Опознанные летающие объекты», «Аэронавигация в райском саду», «Мордехай и Эстер». По мнению кандидата искусствоведения Татьяны Куртеевой, некоторые характерные для М.Бруни работы – «это не скульптура, хотя они и трехмерны, не живопись, несмотря на цвет, и не графика, хотя просматриваются и черты, присущие ей».

Каждый зритель может увидеть в произведениях этого автора что-то свое. Вот что усмотрел в них профессор Валерий Дымшиц (Санкт-Петербург): «Работы художника растут целиком из культуры, где в карнавальном кружении сплелись цитаты и мифы, так что под рыбьей чешуей прячется человек, а под маской – другая маска, и так до бесконечности. Ирония и интеллект превращают произведения Бруни в иллюстрации к то ли утерянным, то ли еще не написанным книгам. И созерцатель этих работ заворожен манящей сложностью этого увлекательного, но вовсе не безопасного мира».

Многим в нашей стране, а также любителям искусства из США, стран Европы, Латинской Америки и Африки, где экспонировались работы Бруни, посчастливилось прикоснуться к глубокому миру художника – с его намеками, цитатами, розыгрышами.

Творчество графика, живописца Эдуарда Майденберга не нуждается в представлении. Он проиллюстрировал более 100 книг мировой классической литературы, участвовал в международных выставках в Европе и Японии. Особое место в его творчестве занимает еврейская тема, его иллюстрации украшают последние издания Ихила Шрайбмана, он – автор сценографии спектакля Русского драматического театра им. А.П.Чехова «Остановите самолет – я слезу!» по повести Э. Севелы, по его эскизу изготовлены ворота кишиневского Еврейского кладбища.

В графических работах Майденберга из цикла «Бессарабский альбом», представленных в издании, в полной мере нашёл воплощение миф о бессарабских евреях – лукавых простаках, об их буднях и праздниках, мечтах, сомнениях и радостях.

«В работах Эдуарда Майденберга четкий контур изображения как будто символизирует особую выделенность, неслиянность еврейского мира с окружающим, внутренний же сюжет нагружается своим многослойным, укорененным в еврейской традиции смыслом. Зритель обретает редкую возможность одновременного восприятия и этой пространственной отделенности, и этой смысловой глубины, он видит одновременно Иерусалим земной и небесный, с которым так внутренне связан лирический герой Майденберга – еврей галута». Это отзыв москвички Виктории Мочаловой, директора Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», старшего научного сотрудника РАН.

В творческой биографии Анатолия Калиненко, заслуженного архитектора Республики Молдова, лауреата Государственной премии МССР, основная тема – исторический пейзаж и архитектура в пейзаже. В альбоме представлены виды старых кишиневских зданий, связанных с еврейской историей, которые выполнены в любимой технике автора – акварельной живописи и графике (фломастер, пастель). Рассматривая его работы, словно окунаешься в ушедший мир старого Кишинева, когда эти здания украшали город, когда в них кипела жизнь. Теперь некоторые их них разрушаются, другие уничтожены, но рука мастера сохранила их неповторимый облик для последующих поколений.

«Анатолий Калиненко особенно остро чувствует значение памятников архитектуры в нашей современной, быстро меняющейся жизни. В его поэтических художественных работах, посвященных материальным памятникам еврейской культуры Кишинева и других мест Молдовы, четко прослеживается стремление автора пробудить интерес общественности к ушедшей эпохе истории евреев XIX-XX вв.», – так характеризует творчество художника архитектор Юрий Халупняк.

Все авторы альбома являются участниками проекта «Хэсэда Иегуда» «Бессарабский стиль» (см. «ЕМ».№№41 за 2009 г., 35 за 2010 г.). Художники активно в нём участвуют, помогают в проведении программ, обогащают любой литературно-исторический материал своими оригинальными живописными и графическими работами.
Издание альбома на русском и английском языках, подготовленное стиличным еврейским благотворительным центром, стало возможным благодаря поддержке Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт» в Молдове и приурочено к 15-летию «Хэсэда Иегуда».
Подготовил Ефим ГОЛЬДШМИДТ.

http://blogosfera.md/view-post-v-179860-0-romana.html

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: