Skip to content

“CINCIZECI”* или из истории Бельцкого филиала Союза Художников Республики Молдова

January 29, 2011

Бельцкий Филиал Союза Художников Республики Молдова

“CINCIZECI” * ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ БЕЛЬЦКОГО ФИЛИАЛА СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВАИз предыстории групп художников России и Украины

В 1870 году в Царской России было создано Товарищество Передвижных Художественных выставок (Санкт-Петербург), которое прошло сложный путь развития вплоть до 1923 года. Инициаторами этой общественной группы художников стали И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ге и В. Перов. В противовес Петербургской Академии Художеств, Передвижники отказывались от навязываемой эстетики академизма. Они провозгласили своей целью умение правдиво изображать жизнь страны, людей и её окружения. Осуждали российское самодержавие, избрав творческим методом так называемый «критический реализм». За 53 года эволюции и демонстрации выставок не только по России, но и Бессарабии, творчество художников критического реализма достигло пика развития, после которого, ни темы, ни средства выражения не отличались новизной. Художественный язык стал повторяться.
В 1891 году в Кишинёве прошла выставка Товарищества южнорусских художников (1890-1922, Одесса, в эту группу входил Л. Пастернак, отец Б. Пастернака) – группы, похожей по целям на творчество Передвижников, хотя акцентировали своё внимание на пленэрных пейзажах. Кишинёвцев потрясли работы не только одесситов (Г. Ладыженский, К. Костанди, Б. Эдуардс), но и российского Товарищества: М. Нестерова, И. Левитана, И. Репина, И. Шишкина, В. Серова, В. Сурикова, Н. Ге. Группа одесских художников также распалась в период, когда техническое мастерство стало преобладать над тематикой и художественными образами.
С 1903 года «народные выставки» стали проводиться в сёлах и городах юго-запада России. В 1906 году «народная выставка» впервые проводилась в Бессарабии (Единцах) во время очередной сельскохозяйственной выставки. Таким образом, пропагандировалось изобразительное искусство среди широкой публики.

Из истории групп художников Бессарабии

В конце XIX века в крупных городах России получила развитие кружковая деятельность, которой предшествовали общие рассуждения об искусстве и создание значительных произведений. Подобные кружки стали появляться и в Кишинёве.
На первом этапе в рисовальной школе по инициативе В. Окушко, П. Пискарёва, Е. Малишевской и В. Блинова собирался кружок ценителей искусства. В 1903 году он оформился в «Бессарабское Общество Любителей Изящных Искусств», целью которого стала организация выставок и просветительская работа в области искусства.
С 1903 по 1910 годы были проведены шесть выставок, охватывающие художников не только Кишинёва, но и других городов. Группа росла:  от 14 художников до 34, от 142 картин на первой выставке до 320 произведений на шестой. Зрителями отмечались наиболее нестандартные произведения П. Шилинговского, Н. Гумалика, А. Гаврилицы, А. Бальера и его жены Л. Арионеску, В. Блинова, Г. Шаха.
Вскоре в Кишинёв приезжает выпускница петербургской Академии художеств, ученица И. Репина – уроженка Кишинёва Е. Малишевская. В 1915 году её выставка стала весомым событием в творческой жизни бессарабских художников. В 1918 году в Бессарабию возвращаются после обучения в России и Европе А. Плэмэдялэ и Ш. Коган, А. Бальер и Л. Арионеску.
В 1921 году «Общество Любителей Изящных Искусств» было реорганизовано в «Общество Изящных Искусств Бессарабии» (прозванное «Обществом «Belle-Arte» Бессарабии»). В руководящий состав вошли Ш. Коган, А. Плэмэдялэ и А. Бальер. Задача оставалась прежней – организация выставок в Кишинёве.
Сложным и противоречивым был этап развития  возрождённой группы художников, испытывавших трудности в проведении экспозиций не только в Кишинёве, но и в Бухаресте. В 1927 году «Бессарабское слово» критиковало деятельность «Общества», так как экспонировались в основном известные произведения. Тематика и средства выражения художников повторялись.
В 1933 году наблюдалось оживление в ретроспективной выставке «VI Салон».
В 1934 году появляется новая группа художников, отрицавшая достижения «Общества Изящных Искусств Бессарабии». В 1935 году альтернативное объединение получило название «Общество Художников и Любителей Изящных Искусств» (председателем был выбран Н. Гумалик). Оно ежегодно устраивало вернисажи в оранжерее городского сада. Их прозвали «оранжерейщиками» (Ю. Булат, Х. Марнянский, С. Ванкевич, М. Хамудис, Д. Папаяни, И. Моисеев, П. Пискарёв, Г. Реммер, В. Руссу-Чобану, сын В. Окушко – Р. Окушко). Их творчество отличалось социально-философской направленностью, хотя проигрывало в художественном мастерстве. Творчество «оранжерейщиков» приковывало к себе возрастающее внимание зрителей, но резко критиковалось противоположной группой художников. «Оранжерейщиков» называли «малярами второго сорта».
В 1939 году накалившиеся противоречия групп разрешились проведённой совместной выставкой двух обществ под названием «XI Салон Бессарабского Общества Изящных Искусств». Развитие шло уже совместно, обогатив друг друга новой тематикой и средствами выражения.
В Кишинёве «Обществом Изящных Искусств Бессарабии» до 1940 года было проведено одиннадцать Салонов (и два выездных Салона).
В 1939 году по инициативе скульптора А. Плэмэдялэ создана муниципальная картинная галерея города Кишинёва (позже реорганизованная в Национальный Государственный Художественный музей Молдовы). Первым директором был назначен А. Бальер. В настоящее время музей насчитывает около 40 тысяч культурных ценностей не только античного искусства, но и позднего средневековья и современного искусства.
Параллельно развивалось искусство Молдавской АССР (1924-40), воспевающее строительство городов и сёл, развивались социальные плакаты и книжная графика (А. Фойницкий, Е. Мерега).
С 1918 по 1940 годы в искусстве Бессарабии преобладали элементы модернистских средств выражений, взявших начало в творчестве импрессионистов и развившиеся до абстрактного искусства.

Из истории группы художников Молдовы

В 1940 году образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). В этот же год был создан Союз художников МССР в Кишинёве (устав утвержден в 1948 году, реорганизован в 1957 г.) на основе «Общества Изящных Искусств Бессарабии».
После 1940 года создан Художественный Фонд МССР (ХФ МССР) — общественная организация при Союзе художников СССР. Задачей ХФ стало содействие творческой деятельности художников — членов фонда, а также улучшение их материального и бытового положения. ХФ строил и развивал в Кишинёве производственные мастерские, салоны-магазины, строились дома творчества. Через предприятия художественного фонда осуществлялись заказы государственных и кооперативных организаций на создание произведений изобразительного искусства, а также оформление выставок, общественных зданий.
В 1941 году начинается Великая Отечественная война, затормозившая развитие группы художников до 1944 года. Хотя отдельные патриотические произведения создавали Л. Дубиновский, М. Гамбурд, Б. Несведов.
После 1945 года художники обратились к новой теме социалистических преобразований в Молдове.
Союз художников проводил работу по повышению профессионального мастерства своих членов, по популяризации их творчества (организовывал совещания, конференции, устраивал выставки, финансировал творческую работу). Издавались журналы «Искусство» (с 1933), «Творчество» (с 1957), «Декоративное искусство СССР» (с 1957).
С момента провозглашения независимости Молдовы (1991), Союз художников был подвергнут серьёзным изменениям. В 1993 году (Устав, 1997) реорганизован в Союз Художников Республики Молдова, а в 2010 году приобрёл статус Общественной Ассоциации (председатель республиканского союза художников Г. Жалоба). В Союзе 365 действительных членов и 36 ассоциированных; 6 секций: живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной критики и театрально-декорационного искусства. Союз художников издает специализированный журнал «Аtelier» (с 1998). Ежегодно (с 1991) совместно с Союзом Художников Румынии, при поддержке министерств культуры обеих стран проводится наиболее престижная международная выставка-конкурс «Saloanele Moldovei» в Бакэу и Кишинёве. В ней часто участвуют и бельчане.
Молдавские художники и скульпторы уже не возвращаются к тематике пролетарской культуры. Но яркая и смелая самобытность раскрылась в работах Л. Дубиновского, М. Греку, В. Руссу-Чобану, А. Зевиной, И. Виеру, Э. Романеску, И. Богдеско, Д. Пейчева, Н. Сажиной, Е. Ротару, Э. Греку, Г. Саинчука. Новое время навевает иные темы и сюжеты, посвященные, в том числе и суверенности государства, детализируются средства выражения, берущие начало от абстрактного искусства. Беспредельный творческий простор сочетается с достижениями развитого модернизма. Идёт поиск неповторимого эстетического языка возрождённой молдавской культуры.

Из истории группы художников-бельчан

Бельцкие производственно-художественные мастерские Художественного Фонда МССР (БПХМ ХФ МССР) были созданы 6 сентября 1960 года (здания по ул. Индепенденцей-58, Г. Кожбука-31, Московской-21) благодаря именитым художникам того периода – Л. Дубиновскому и В. Обух – совместно с бельцкими живописцами – опытным З. Синицей и начинающими: Г. Дмитриевым, Л. Пинчевским и  И. Кавилой. Организация производственно-художественных мастерских поддержала творческую жизнь бельцких художников и немного стала улучшать их материальное и бытовое положение.
Группа художников под первоначальным руководством З. Синицы была нацелена  на создание настоящих произведений искусства, на активное участие в выставках (Бельцы, Кишинёв, Москва).
К концу 60-ых годов деятельность «профессионалов кисти» была замечена республиканской прессой и названа «Бельцкой палитрой». Это был первый успех.
Группа бурно разворачивала деятельность.
С 1960 по 1994 годы руководителями производственных художественных мастерских в Бельцах были Е. Поляков, И. Кавила, П. Кисилёв, А. Кишларь, В. Медвецкий, В. Однобочко, Б. Грицуник, В. Постолаки и Н. Гибаленко.
Примкнули к группе БПХМ ХФ МССР в конце 60-х и начале 70-ых годов ХХ века В. Зайцев, И. Антонюк, И. Бабчинский, Н. Агеев, С. Флореску, А. Балан, А. Бачурин, В. Габинет, Л. Гительман, В. Головченко, Ф. Долгиеру, П. Жирега, В. Корчак, В. Лавренов, А. Лихман, А. Малышевский, Э. Медведев, М. Мильчик, Ю. Панов, С. Панченко, Л. Пильтяй, М. Плотник, С. Прокопьев, А. Прудников, Г. Пястолов, Т. Райская, Н. Савченко, И. Севастеева, В. Сморовоз, Т. Уколова, Ю. Чарыков, А. Челак, Ю. Чуркин и М. Чуркина.
С 80-х годов прошлого века приступили к художественной деятельности в бельцком фонде А. Чёрный, Ю. Агафонов, Е. Волошин, Н. Гибаленко, С. Мошинский, А. Рябошапка.
Большинство бельцких художников получили образование в Республиканском художественном училище им. И. Репина (ныне – Республиканский Колледж Изобразительных Искусств им. А. Плэмэдялэ, Кишинёв), другие живописцы и графики закончили художественные высшие учебные заведения Бухареста (Румыния), Одессы, Львова (Украина), Москвы (Россия).
Многие «фондовцы» стремились вступить в Союз Художников, но для этого требовалось не только умение профессионально изображать действительность, но и создавать творческие произведения, вносить новизну в тематику и средства выражения. В условиях социалистического реализма удавалось не каждому найти свой художественный язык, преодолеть навязываемый академический стиль. Сумели разрешить это противоречие З. Синица, Г. Дмитриев, Л. Пинчевский, С. Флореску, Н. Гибаленко, П. Жирега, В. Зайцев.
За полувековой период Г. Дмитриев, С. Флореску, Н. Гибаленко, Б. Грицуник, В. Постолаки чаще других избирались председателями Художественного Совета Бельцкого Художественного Фонда. Именно «тройка художников» – Г. Дмитриев, С. Флореску, Н. Гибаленко, становившиеся главными художниками производственно-художественных мастерских, – оказали влияние на культурную жизнь Бэлць и Севера республики. С этими живописцами всегда считалась местная исполнительная власть, включая их в состав художественного Совета отдела архитектуры.
Коллеги-архитекторы (члены Союза Архитекторов РМ) – Б. Грицуник, В. Постолаки и С. Андриуца – выработали свой неповторимый почерк дизайнерского проектирования зданий и памятников, украсив не только муниципий Бэлць, но и другие регионы Молдовы.
Благодаря настойчивости «трёх мастеров кисти» был открыт выставочный зал в городском дворце культуры (1973). С 1983 года художественная галерея переехала в новое здание по улице Индепенденцей-10 при непосредственном содействии кишинёвского графика, народного художника СССР И. Богдеско (1977—1987: председатель правления СХ МССР). В 2009 году картинной галерее присвоено имя Антиоха Кантемира.
С 1972 по 1987 годы, осуществляя развитие искусства, неоценимую помощь в творческих и производственных делах художников-бельчан оказал кишинёвский керамист Н. Коцофан (председатель ХФ МССР и заместитель председателя СХ МССР).
Бельцкий фонд делился на тех, кто вступил в Союз Художников и тех, кто так и не стал членом престижной организации. Между этими группировками часто возникали творческие конфликты. Изменялась социально-политическая обстановка в стране. Заказы переставали поступать от государственных организаций. С 90-х годов ХХ столетия наступил период экономического и художественного хаоса. Опять всё сначала… Но ХХI век вывел творческий поиск на новый этап развития.
Бельцкий филиал Союза Художников Республики Молдова (далее: БФ СХРМ) был создан в 1994 году (приказ Союза Художников Республики Молдова № 3 от 03.06.1994, г. Кишинёв, председатель Н. Рурак) на базе реорганизованного творческого объединения “АРТА”, работавшего с 1991 года. В его состав входили З. Синица, Г. Дмитриев, С. Флореску, Н. Гибаленко, Р. Флореску, И. Матковская, И. Романчук, Б. Струсевич (Комаров), Ю. Хрипун, А. Рябошапка (член СХ РМ с 1998).
Материально-технической базой филиала СХ РМ послужили бельцкие производственно-художественные мастерские Художественного Фонда Молдавской Советской Социалистической Республики, которые к тому периоду исчерпали резервы своего развития.
В настоящее время бельцкий филиал СХ РМ состоит из семи человек: пяти живописцев, по одному сценографу и искусствоведу. Первым председателем был избран С. Флореску (1994-1998), вторым – З. Синица (1998-2000). С 2006 года возглавил филиал художник-сценограф В. Палий. Работают три секции: живописи, сценографии и искусствоведения.
За последние двадцать лет БФ СХРМ прошёл сложный путь эволюции: от робкого поиска новых тем и средств выражений до серьёзных заявок на вклад в искусство не только Молдовы.
Основная цель филиала – создание условий для творческого развития личности художника. Филиал также организует и осуществляет выставочную деятельность, участвует в художественном воспитании населения города Бельцы, Севера Молдовы в традициях духовности, патриотизма и гуманизма, поддерживает критерии профессионализма в изобразительном искусстве, проводит совместную выставочную работу с организациями и деятелями изобразительного искусства зарубежных стран.
С 60-х годов по настоящее время, БФ СХРМ, как правопреемник Фонда, организовал и провёл около двухсот персональных и совместных выставок в здании филиала, в местной картинной галерее (директор Л. Козырева), стал участником ежегодных республиканских и международных экспозиций.
Филиал содействует в организации и проведении выставок молодым художникам. За последние 16 лет в Бельцах проводились выставки картин, керамических и деревянных изделий, художественной фотографии. Свои творческие поиски представляли не только бельчане (Ю. Гнатышен, А. Кутелевич, И. Снегуров, В. Шпырко, В. Михайлуца, Ю. Иванников, В. Кугал, П. Рябошапка, А. Арлет, П. Некульча, Н. Тейшану, В. Савин, О. Знаменовский, И. Матковская, В. Загаевский), но и начинающие коллеги с Севера Молдовы (А. Стрелецкий, Т. Митрофан, Т. Гросс, Г. Грушка).
Выпущено более двадцати каталогов и книг о творчестве З. Синицы, Г. Дмитриева, Н. Гибаленко, С. Флореску, В. Тетко, А. Гецу, пишутся заметки и статьи в электронных и бумажных СМИ (в российских, республиканских и региональных журналах и газетах: “Украина”, “Молдова”, “Искусство”, “Президент”, “Голос Бэлць”, “Vocea Bălţului”, “Curierul de Nord”, “Спрос-Предложение”, “Literatura şi Arta”, “Capitala-Столица”), информируется общественность через телевизионные передачи, через презентации в муниципальных и республиканских библиотеках, через встречи со школьниками и студентами местных образовательных учреждений.
Произведения искусства (картины, витражи, фрески, плакаты, книги), созданные художниками и искусствоведами филиала приобретаются не только в Бельцах, но и в других регионах страны, а также за рубежом (Румыния, Россия, Украина, США, Германия, Израиль, Франция, Болгария, Греция, Литва, Латвия, Монголия).
Национальный Государственный Художественный Музей Молдовы приобрёл десятки произведений бельчан, внёсших вклад в развитие молдавского искусства (З. Синица, Г. Дмитриев, С. Флореску, Н. Гибаленко, В. Зайцев, П. Жирега). Лучшие картины сохраняются и в Бельцком Историко-краеведческом Музее, и в научной библиотеке Бельцкого Государственного Университета им. А. Руссо, и в муниципальной библиотеке им. Е. Кошериу, и в Кишинёвском Национальном Музее Истории Молдовы.
За пятьдесят лет живописцы фонда и филиала оформляли все праздники местного и республиканского масштаба муниципия Бэлць (З. Синица, Г. Дмитриев, Л. Пинчевский, В. Зайцев, С. Флореску, Н. Гибаленко), театрализованные представления (Л. Пинчевский, В. Палий). Создавали витражные работы для кассы аэропорта (Н. Гибаленко), для банков (С. Флореску), детской больницы (Г. Дмитриев). Оформляли библиотеки, детские сады и школы, университет (С. Флореску) и колледжи, училища (Г. Дмитриев). Создавали плакаты для колхозов и совхозов в Северном регионе Молдовы, выполняли дизайнерские работы в этнографическом музее Бэлць (В. Палий, И. Бабчинский), разрабатывали эскизы медалей «Eminescu integral», отчеканенные в Государственном Монетном дворе в Бухаресте (С. Флореску). Расписывали стены ЗАГСа (Н. Гибаленко), оформляли знаменитую трассу факелоносцев в период проведения Олимпиады (1980), экспозиции для ВДНХ РМ (Выставка Достижений Народного Хозяйства Республики Молдова, ныне: Международный Выставочный Центр «Moldexpo», Кишинёв). Создавали аллеи живописных портретов молдавских классиков и господарей (С. Флореску). Выполняли рекламно-плакатные работы для предприятий (З. Синица, Л. Пинчевский, В. Зайцев, С. Флореску), расписывали православные церкви Бельцкой Епископии и писали иконы (Г. Дмитриев, С. Флореску, Н. Гибаленко), оформляли научно-исследовательский институт полевых культур «Селекция» (С. Флореску).
Дипломы Министерства Культуры и Союза Художников на уровне Молдовы и СССР, грамоты ВДНХ РМ, медали являются скромной (до конца неоценимой) заслугой «фондовцев» в художественно-производственной и творческой деятельности.
За последние два десятилетия появилась невероятная творческая свобода! Стабильное материальное обеспечение художников снизилось из-за отсутствия государственных заказов, которые были при фонде. В жизнь ворвалась непривычная техника, используемая в коммерческом искусстве – компьютер. Наступил новый этап развития группы художников с применением информационно-коммуникационных технологий. XXI век подталкивает живописцев-профессионалов к поиску новых тем и средств выражений с использованием известных техник и электронных.
А пока картины и скульптуры бельчан-профессионалов Союза Художников продолжают приобретаться настоящими ценителями искусства.
__________
* “CINCIZECI” – “ПЯТЬДЕСЯТ” (перевод с румынского языка на русский). Читается “ЧИНЧЬЗЕЧЬ”.

Флореску Роман, искусствовед, Бельцы, Молдова, 2010

http://www.arta-balti-md.ucoz.org

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: