Skip to content

[Молдавские ведомости] Боковое зрение

January 21, 2011

На прошлой неделе в Центральном выставочном зале Союза художников Молдовы им. Константина Брынкуша открылась необычная выставка

Название экспозиции – «Боковое зрение». Форма – фото и видеоработы. Объект внимания – Молдова. Четверо участников – из нашей страны и… Нидерландов.

Откуда в голландке молдавская грусть?

Молодая голландская художница Элиана Ботс (ее имя звучит прямо как молдавское – Ляна) уже приезжала к нам прошлой осенью, и в арт-галерее «АоРТа»  показала две видеокартины о нашей стране. Трудно сказать, чем приглянулась маленькая неустроенная Молдова иностранке из другой, более обеспеченной, комфортной жизни. Ее фильм «Еще одна маленькая жизнь», видео, где жизнь буюканского двора показана на трех экранах одновременно, был вскоре приобретен для художественной коллекции города Утрехта. (Чем-то наши художники трогают европейскую душу?) Теперь она сняла фильм о молдавской учительнице Марии из Бутучен, которая все свои 64 года прожила там в одном – родительском – доме.

– В повседневной жизни, в моментах и вещах, которые мы привыкли считать обычным, я ищу поэзию. Я пытаюсь сделать простых людей, их непритязательную окружающую среду и атмосферу видимыми. Ключевые слова в моем рабочем процессе – наблюдение и запись: внимательное вглядывание в мир, в мир людей. Видео в особенной степени способно охватить и передать эту жизнь, – говорит Элиана Ботс. Почему ее вдруг заинтересовали именно Бутучены и простая молдавская женщина? В фильме Элианы она рассказывает о своей жизни, о своих родителях, о советской эпохе. А в это время в кадре предметы быта обычной молдавской семьи – коврики, кувшинчики, чашки, дорожки, фото на стене… И вдруг обычный мир становится значимым, наполненным, ценным, как намытые из руды крупинки золота.

Художница объясняет: «Когда Мария показала мне дом своих родителей, я поняла, что это не только частная, не только молдавская, но универсальная история. Когда твои отец и мать умирают, ты чувствуешь, что часть тебя умирает. И это особенно остро ощущаешь в доме родителей. Поэтому я захотела сделать маленький фильм об этом. Показать универсальное через призму индивидуального. И моя мама, увидев его, сказала «О, я чувствую то же самое, когда я в доме моих родителей!».

Осень в моем саду

А рядом с фильмом голландки представлено еще одно видео – уже нашей соотечественницы Татьяны Федоровой. Ее картина – «Осень в моем саду» – показывает обычный кишиневский двор осенью, дерево, землю, усыпанную пожухлыми листьями. Их долго-долго собирают молдавские дворники в оранжевых куртках. В конце концов, остается голая, бесприютная почва (как судьба). Это видео как  будто о незначащем событии, начинает восприниматься, по-другому, когда узнаешь подоплеку. В фокусе внимания молодой художницы не просто дерево, видное из ее родного окна на 3-м этаже. Когда-то давно к нему привязывал свой мотороллер умерший отец. Потом ее мама долго пыталась устроить под окнами маленький сад. Да только безрезультатно. Сад устроили на подоконнике. И большое фото цветов в горшках вперемешку с зеленым луком красуется рядом. И чуть ниже снимок неизвестной девушки из советского прошлого на мотороллере. Эта частная история – тоже универсальна.

Поэзия без пафоса

Особый колорит и глубину данной экспозиции придают фотоработы. Третий участник экспозиции Ирина Грабован – заодно директор той самой арт-галлереи «АоРТа», где впервые выставлялась Элиана Ботс. Надо сказать, серия фотографий Ирины особенно крепко «держат тему» экспозиции. Недаром она называется «Среда обитания».  На снимках, напечатанных, к слову, вручную с почти уже неиспользуемых фотопленок – уходящие в небытие детали сгинувшей советской эпохи. Пионер с горном и барабанщик с отвалившимися руками из бывшего пионерского лагеря в бывшей дворянской усадьбе. Заброшенное еврейское кладбище в покинутом их потомками селении Згурица. Рядом –фотографии, сделанные в Голландии на острове Ширмоникоог в северном море: кресла, брошенные на зиму в саду, и, в отсутствие хозяев, ведущие свой неспешный диалог, восточная разрисованная повозка, привезенная из бывшей голландской колонии

– Для меня каждая выставка – возможность активировать свой фотоархив, где «отлеживаются» фотографии, сделанные в разных странах – рассказывает Ирина. «Среда обитания» – это такая бесконечная серия, разные части которой я уже выставляла в Вене, Голландии и Болгарии. Мне интересны люди, но очень часто я изображаю их не напрямую, через портрет, а через среду, которую они создают вокруг себя.  Особенно привлекательны для меня маргинальные пространства, ускользающие от однозначной интерпретации. В окружающем рутинном пространстве я пытаюсь наблюдать индивидуальное в анонимном, значимое во второстепенном, любопытно, что происходит на границах, где идеологическое и эстетическое пересекаются. Фотография – способ общения и попытка сохранить память о предметном мире, который быстро исчезает, для меня важно запечатлеть «признаки жизни» и работы разных людей разных поколений, увидеть за повседневными практиками, (не)направленными усилиями реальных людей трансформации, которые эти усилия инициировали. Они могут быть впечатляющими и нелепыми, трогательными, удручающими, содержательными, глубокими.  Обыденное пространство окружает каждого из нас каждый день. Его трудно представить привлекательным и захватывающим. Ведь в повседневности нет танков и манифестаций, сногшибательных гламурных див, ярких картинок и экспериментов. Что мы видим вокруг чаще всего?  Стандартные крупнопанельные дома и разбитые дороги, кичевые монументы и унылые дворы, усталые хозяйки вытирают руки о фартук и ходят в стоптанных тапочках. Но это не обязательно депрессивный мир безысходности. Люди умеют сделать уютными даже бараки, они всячески приспосабливаются к жизни и приспосабливают окружающий мир к себе. Пространство вокруг – не бессмысленный набор деталей. Всё вместе, – люди, дома, предметы быта, в том числе объекты из прошлого, создают цельную среду, наполненную эмоциями, памятью, смыслами. Сегодня в мире растет число художников, которые пытаются исследовать структуры повседневности, отразить уклад жизни, который существует, пока есть его носители. Со сменой поколений мир необратимо меняется, пространство, как частное, так и общественное, трансформируется. Эти гипсовые пионеры на фотографиях, сделанных в заброшенном пионерском лагере в бывшей дворянской усадьбе Мындык на севере Молдовы,– последние осколки советской эпохи. Они – не только отражение господствовавшей тогда идеологии. Это память о нашем детстве, счастливых летних поездках в пионерские лагеря, где кто-то заработал фингал, а кто-то – первый поцелуй. На смену советскому кичу приходит новый, как на фотографии нового цыганского дома в Сороках -пародии на Большой театр. Не только в Молдове, всюду можно найти знаки увядания, забвения, упадка, смены эпох. И в то же время признаки новой жизни, натиск будущего. Тихая неприметная жизнь старых людей и вещей теплится, пока ты ей уделяешь внимание. Как уголек, который тлеет, пока ты раздуваешь огонь.

Работы еще одного молодого участника необычной экспозиции Макса Кузьменко – еще один акцент, дополняющий «боковое зрение» коллег видами ночных кишиневских улиц. «Есть моменты, жизненные ситуации, места, которые проходят мимо нас, как незначительные. Но мне они показались важными, поэтому я их зафиксировал», – разводит руками Макс.

Наталья Силицкая

материал был опубликован в “Молдавских ведомостях”

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: