Skip to content

Живопись, сгибающая время в дугу

January 12, 2011

На прошлой неделе в Миссии ОБСЕ открылась персональная выставка художника Виктора Гуцу, которая продлится до 15 января

Фото: Л. Масликовой

На открытии собрались друзья художники, театральные деятели, артисты, музыканты, писатели, историки, студенты… Правда, высоких гостей почему-то не было. Впрочем, это добавило экспозиции душевности и теплоты. Уникальные полотна написаны в такой своеобразной манере, что даже знатоки не всегда могут точно определить ее, передающую не только природный колорит Молдовы, но и внутреннюю суть молдавской души (солнца и виноградной лозы, вина и свадеб, почвы и судьбы). Почти детская наивность и непосредственность восприятия в сочетании с истинной живописностью и мастерством, оригинальность палитры и глубинное вдохновение – все это производит неподражаемый, почти лечебный эффект. Зрители замирали перед картинами Гуцу, а потом долго благодарили автора за «глоток свежего воздуха», «душевный трепет», «радость сотворчества», «подаренные крылья», «рождественское настроение».

Художник и критик Тудор Брага заметил, что за последние годы Виктор Гуцу сделал огромный скачок в творческом развитии: «Если взяться перечислять настоящих мастеров – от Греку до Пейчева – хватит пальцев одной руки. И Гуцу входит в этот ряд. Это живописец в прямом смысле этого слова. Стремления к эпатажу – того, с чего началась деградация современного искусства, у Виктора нет. Он тяготеет к естественности. Его творчество можно сравнить с лучшими образцами европейской живописи – французов, испанцев и голландцев. Последователь Анри Русо в начале своего пути, он стал самобытен и ни на кого не похож в итоге».

Художник-модельер Людмила Левитская назвала новую выставку Гуцу откровением, магией: «Эти скорбные лица, такая странная антропология, в которой – исторический экскурс. Он не заигрывает с настоящим и будущим. Он просто смотрит. Эти бычки, лошади, столы, натюрморты – как национальные символы. Во всем этом есть некая обреченность и в то же время надежда. И по цвету – просто волшебно. Молдавский дворик со всей его традиционной палитрой – и вдруг… футуристическое синее дерево. У него в каждой картине есть состояние, это не просто арт-объекты, как это часто бывает в современном искусстве».

Директор арт-центра АоРТА, куратор Ирина Грабован называет Гуцу одним из тех серьезных художников, которые в своем творчестве не воспроизводят уже найденные практики, а ищут. Причем это не поиск для поиска, а ради развития: «Он выходит к той степени творческой свободы, когда живопись не прикидывается реальностью, а становится реальностью сама по себе. И это двигает не только его творчество, в частности, а художественный процесс в Молдове вообще».

Виктор Гуцу не обласкан высоким вниманием и почестями. Имея более 50 выставок, из которых 14 персональных, он до сих пор ютится по углам и пишет свои шедевры на коленках. Два года назад написал заявление в Союз художников (а он член СХ с 1997 года), чтобы ему выделили творческую мастерскую. Вопрос решается как-то слишком долго. Поэтому он частенько замазывает старые полотна и пишет поверх новые картины – нет ни средств, ни места творить, что называется, с чистого листа… Но он успокаивает своих ценителей, что, мол, таким образом он сгибает прямую времени в дугу (время старого полотна соединяется с новым, закольцовывая прошедшие 5 или 20 лет).
Наталья Силицкая
http://daynews.md/?l=ru&a=6&i=2074

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: