Skip to content

[logos.press.md] КАСА МАРЕ МАРИИ БИЕШУ

September 20, 2010

Сегодня, 17 сентября, гала-концертом в Национальном дворце завершится XVIII Международный фестиваль звезд оперы и балета “Приглашает Мария Биешу”, на котором будут чествовать Марию Лукьяновну. В Академии наук на этой неделе прошла презентация книги о творчестве певицы, которая открывает новые для широкой публики страницы ее вокального мастерства.

Коллективная монография о примадонне оперной сцены “Призвание и творческая судьба”, объемом более 400 страниц, написана под эгидой Академии наук Молдовы в Институте культурного наследия. Работа объединяет новые интерпретации и исследования, касающиеся различных аспектов творчества примадонны, и устоявшиеся взгляды на достижения одной из великих оперных и камерных певиц мира второй половины XX века.

О том, как готовилась книга, рассказывает ее составитель и редактор Виолина Галайку-Пэун, заведующая секцией аудиовизуального искусства Института культурного наследия АН Молдовы:

“Идея создания сборника возникла около двух лет назад. Приближался юбилей примадонны, и мы решили сделать ей своеобразный подарок, собрав наши исследования в отдельную монографию о Марии Биешу. О нашей примадонне уже написано несколько книг, они представлены на стенде, но возникла необходимость написания еще одной. Ведь в творчестве Марии Биешу еще достаточно таких аспектов, которые не были до конца изучены, или были чуть-чуть затронуты. Это ее камерное творчество, ее выступления как исполнительницы церковной музыки, с церковным хором церкви Святого Николая. Даже в ее оперном творчестве, которое, казалось бы, хорошо исследовано, есть такие нюансы, или ответвления, которые нужно было по-новому осветить, расставить акценты. Мы собрали все музыковедческие силы, также нам помогли коллеги из Академии музыки, театра и изобразительных искусств, журналисты, писатели, коллеги Марии Биешу по творческому цеху.

По сравнению с ранее вышедшими книгами, в этой монографии есть новые материалы, новые аспекты ее изученного творчества. В конце книги большое приложение, в котором собрана вся библиография – что было написано до сих пор о Марии Биешу. Даже дан список веб-сайтов, где можно найти сведения о ее творчестве, где собраны аудио-видео материалы. Также список ролей, сыгранных Марией Биешу, фильмография.

Камерное творчество Марии Биешу – это альтер эго певицы, оборотная сторона ее оперных выступлений, та область, где певец остается наедине с самим собой, с аккомпаниатором и со зрителем. У него нет оркестра, нет дирижера, нет коллег по сцене. И здесь более заметна любая погрешность, должна быть очень тонкой и четкой нюансировка, и т. д. То есть это та область, где оттачивается мастерство оперного исполнителя. Автор этого исследования музыковед Василий Киселицэ делает вывод о том, что эти области в творчестве певицы где-то и связаны, в то же время и автономны. Потому что самоценны. Если отвлечься от того, что сделала Мария Биешу на оперной сцене, то и ее камерные выступления сами по себе являются значительными, и музыканты разных стран высоко оценили ее выступления на концертной сцене”.

Научным исследованием первого проректора Академии музыки, театра и изобразительных искусств, доктора хабилитат искусствоведения профессора Владимира Аксенова “Эпоха Марии Биешу в истории кишиневского театра оперы и балета” открывается первая, аналитическая часть книги. “Благодаря настойчивости Марии Биешу в нашем театре было поставлено много опер, которые до сих пор были незнакомы молдавским слушателям. Более того, очень многие оперы почти не исполнялись на бывшем советском пространстве. Даже таких маститых композиторов, как Верди. Верди же написал 26 опер, а обычно исполняют что? “Аида”, “Трубадур”, “Травиата”. Благодаря Биешу многие услышали “Набукко”, “Сила судьбы”, “Бал-маскарад”. А это просто победа нашего театра благодаря ей и, кстати, Александру Самоилэ, потому что они вместе приложили много сил, чтобы осуществить эти постановки.

Мария Биешу очень ярко и по-новому исполняла и те партии, которые широко известны, она придала им новые акценты. И не только благодаря совершенно уникальному голосу, неповторимому тембру, но и сценическому мастерству. Она – прирожденная актриса. У нее Божий дар перевоплощаться, уметь так стать на сцене, или так поклониться, или так повернуться, что это идеально соответствует ситуации, которую задумал автор данного сочинения. И в этом смысле она была и режиссером, в какой-то мере. В расцвете сил Мария Биешу была непререкаемым авторитетом в опере. И, несмотря на то, что работали и художники, и дирижеры, и режиссеры, – она по существу руководила процессом. И именно благодаря ей произошел такой взлет молдавской оперы в те времена.

Потом она прославилась и как камерная певица, хотя голос у нее совсем не камерный. И ей, может быть, даже трудно было петь камерную музыку: она шире, ее голос могучее, чем предполагает камерный репертуар. Но и здесь она добилась успехов. И уж совсем неожиданным для меня было то, что она стала исполнять церковную музыку, очень красиво и хорошо петь в церковном хоре. Там ведь совсем другой репертуар, совсем другое звучание. И тут она сумела перевоплотиться, и тут она вписалась и очень ярко исполняла такие, казалось бы монотонные хоральные партии, которые характерны для церковной музыки. А как она исполняла народные песни!”

Во второй части монографии собраны различные суждения и характеристики о певице, которые принадлежат коллегам по цеху – известным оперным исполнителям, а также композиторам и дирижерам, с которыми Марии Лукьяновне довелось сотрудничать. В третьей части помещен фотоальбом с подборкой снимков, в том числе публикующихся впервые. И в дополнение к сборнику прилагается диск с ариями из опер в исполнении великой певицы.

Старый друг Марии Биешу и ее фестиваля Александр Самоилэ (он будет дирижировать сегодняшним гала-концертом) уже год является главным дирижером Одесской оперы. И он же продолжает работать в Турции – Стамбуле, Анталье, Измире – во всех турецких театрах. В прошлом сезоне подготовил четыре премьеры в Турции и две премьеры в Одессе. “С мая по сентябрь Одесса практически становится центром мира: вся Европа и Америка в Одессе, театр переполнен. Самое главное в том, что в театре очень талантливая молодежь, жадная к работе. Оттуда поступили очень интересные творческие предложения, поэтому я согласился.

Я неоднократно говорил, что у меня две матери: одна, которая меня родила, и вторая – оперная мама Мария Биешу, благодаря которой я смог приобрести такую прекрасную профессию оперного дирижера. В начале своего пути, когда я мало что знал, но имел огромное желание, рядом была звезда, которая все знала и все умела. И она что-то такое увидела во мне, ради чего стоило терпеливо ждать. Чтобы потом мы вместе могли создавать вердиевский, пуччиниевский репертуар, золотой репертуар Марии Биешу. Только благодаря ей я сумел понять, что значит быть оперным дирижером. Теперь в тех спектаклях, в которых она пела, я слышу ее голос, и мне иногда бывает очень сложно управлять спектаклем”.

Татьяна МИГУЛИНА

http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=865&IssueDate=17.09.2010&YearNum=33&Theme=13&Topic=28000

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: