Skip to content

[puls.md] Герои своего времени

June 12, 2010

Герои своего времени

Последние два века истории Кишинёва прошли под знаком различных империй. С 1812 по 1917 год это была Российская Империя, с 1918 по 1940 год — «Великая Румыния», с 1940 по 1991 год — СССР… С 1991 года Молдова независима. Естественно, каждый из этих исторических периодов, некоторые из которых находились в прямом антагонизме
по отношению друг к другу, оставил свой отпечаток на облике города. Одной из самых «болезненных» для каждого нового политического режима архитектурных категорий являлись — и, к сожалению, являются до сих пор — памятники. Их сносили, восстанавливали, использовали одни и те же постаменты для памятников героям разных эпох. О подобных метаморфозах мы поговорим в этом номере на примере одного памятника — центрального.

Центральные памятники города

Все знают кишинёвский памятник Штефану чел Маре. Расположенное в самом центре города, опираясь на длинную саблю в правой руке и с горделиво поднятым крестом в левой, творение скульптора Плэмэдялэ является знаковым для нашей столицы — его невозможно не заметить, не запомнить, не сфотографировать. Под сенью креста Штефана назначаются свидания, к его подножью ставятся многочисленные цветы, перед ним почти ритуально склоняются президенты и премьер-министры. Он присутствует в любом репортаже о столице, являясь одной из главных её достопримечательностей. У Москвы есть Красная площадь, у Бухареста — Каса попорулуй, у Киева — Крещатик. У Кишинёва есть памятник Штефану.
Наше поколение выросло с ощущением постоянного присутствия господаря в центре столицы — нам кажется, что он всегда смотрел из-под короны на собор и дальше, куда-то вверх. Однако история всегда способна внести свои коррективы в любые наши впечатления не только о прошлом, но и о настоящем. Так обстоит дело и с памятником Штефану, который на самом деле является последним на сегодняшний день в веренице памятников, которые можно назвать центральными.

Два Александра

Ещё во времена Российской Империи стала понятна необходимость открытия памятника в центре Кишинёва. Помимо парков, официальных учреждений и церквей, стремительно развивающийся Кишинёв нуждался ещё в одном способе консолидации общества, демонстрации имперской власти. К тому же весной 1881 года из Петербурга поступило страшное известие — бомбой террориста был убит император Александр II, который сыграл в истории бессарабской столицы заметную роль. 12 апреля 1877 года именно в Кишинёве император зачитал на скаковом поле высочайший манифест об объявлении войны Турции. Сложно переоценить значение этого факта для нашего города — на мероприятии присутствовали многочисленные заграничные корреспонденты, и в одночасье название провинциального Кишинёва загремело по страницам ведущих зарубежных изданий. В том же году благодарные кишинёвцы переименовали главную улицу города (сейчас — бульвар Штефана чел Маре) из Московской в Александровскую.

По углам постамента Александру II находились статуи двуглавых орлов с распростертыми крыльями.
Память о визите императора ещё была жива в умах многих горожан, когда в 1886 году, в пятилетие кончины государя, у центрального входа в Городской парк (сейчас — примерно у входа в Аллею классиков) был открыт памятник Александру II. Автором монумента являлся скульптор имперского дома Опекушин. Памятник отливали из бронзы в Петербурге и затем поездом доставили в Кишинев. Император в царской порфире держал свиток, на котором было вырезано: «12 апреля» (день объявления манифеста о войне). Левая рука была опущена на державу. На мраморном постаменте была надпись: «Царю-освободителю Александру II. 19 февраля 1855 года — 1 марта 1881 года». По углам постамента находились статуи двуглавых орлов с распростёртыми крыльями. Памятник окружала массивная цепь, которая крепилась к гранитным тумбам.
Итак, традиция присутствия памятников сильным мира сего у входа в Центральный парк была заложена статуей Александру II. Существовало ещё одно место, где впоследствии устанавливали фигуры государей и вождей. Кишинёвцы его помнят — там в советское время находился памятник Ленину. Сегодня это площадь Великого национального собрания. Однако современное нам здание правительства было построено лишь во второй половине прошлого века взамен не пережившего войну изящного комплекса зданий Митрополии, Семинарии, Консистории и др. Именно перед Митрополией — напротив Арки — в 114 году был открыт второй крупный кишинёвский памятник: Александру I.

Перед Митрополией — напротив Арки — в 114 году был открыт второй крупный кишинёвский памятник: Александру I.

Следует сказать пару слов о деяниях самого императора, сыгравшего в истории Кишинёва и Молдовы огромную роль. Именно при нём в 1812 году был заключён Бухарестский мир, вследствие которого Бессарабия с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Измаил и Килия перешла в состав Российской Империи. Именно при нём Кишинёв стал впервые столицей. Город стал быстро увеличиваться, возник новый, Верхний город с прямыми кварталами, широкими улицами и зелёными парками. Наконец, российской истории Александр I известен, прежде всего, как победитель Наполеона.
В 1912 году, в столетие присоединения Бессарабии к России, кишинёвцы собрали 120 000 рублей (огромную по тем временам сумму) на сооружение памятника. Заказ получил скульптор с мировым именем, автор памятников Столыпину и Александру II в Киеве, человек с многочисленными работами в Италии, Франции, Англии, США, Южной Америке — итальянец Эктор Ксименес. Через два года памятник был готов. Это была величественная фигура императора в походной форме, с треуголкой в руке. У его ног — горельеф в виде двух женщин — аллегорическое изображение России и Бессарабии, старшая принимает в свои объятия младшую. Над ними — бронзовый орел, по бокам постамента шла надпись: «Императору Александру Благословенному благодарная Бессарабия». На открытие скульптуры прибыли император Николай II с супругой императрицей Александрой Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем и августейшими дочерьми.
К сожалению, исторические реалии, а именно — извечная недальновидность и откровенное варварство новоприбывших властей, не оставили от этих произведений искусства ни следа. В 1917 году грянула революция, а в 1918-м Бессарабия стала частью Румынии. В том же году памятники императорам были разрушены… Особенно «постарался» в этом деле небезызвестный Пан Халиппа, член «Сфатул Цэрий».

Прибытие молдавского господаря

По прошествии нескольких лет после прихода румынской власти пустующие места памятников Александрам заняли скульптуры нового режима. Первым и наиболее известным стал памятник Штефану.
В 1923 году скульптору Александру Плэмэдялэ было поручено заняться разработкой памятника Штефану чел Маре. Предприимчивый скульптор сразу же принялся за дело — объездил многочисленные монастыри, рассматривал фрески, читал свидетельства людей того времени о том, как выглядел Штефан… Наконец, в одном монастыре — Хуморском, находится на территории Румынии — им была обнаружена фреска 1475 года. Это было одно их немногих изображений Штефана с натуры. Взяв за основу эту фреску, Плэмэдялэ начал работать над вариантами памятника — сперва на бумаге, затем в миниатюре. Всего было сделано не менее трёх вариантов, один из которых, например, изображал Штефана с непокрытой головой, в кольчуге и опирающимся обеими руками на саблю. Однако наиболее удачным оказался вариант, в основу которого были положены традиционные русские иконографические приёмы создания портретов царей (икона «Борис и Глеб», находится в Киеве). Памятник отлили в Бухаресте. 29 апреля 1928 года памятник был открыт на его сегодняшнем месте (специально под него расчистили часть парка). Штефан находился на массивном постаменте, скульптором которого выступил Е. Бернардацци — сын знаменитого зодчего.
Следующим значительным румынским памятником стала скульптура короля Фердинанда I.

Скульптуру короля Фердинанда I поставили в 1939 году на то место, где некогда располагался памятник Александру I, — напротив Арки.

Её поставили в 1939 году на то место, где некогда располагался памятник Александру I, — напротив Арки. Автором памятника стал известный румынский скульптор Оскар Хан. Однако статуя короля недолго украшала собой центр Кишинёва. Приближалась война, и вскоре всё опять изменилось.

Ленин вместо Фердинанда

28 июня 1940 года Бессарабия была занята советскими войсками, в соответствии с пактом Молотова — Риббентропа. Памятники Штефану и Фердинанду были спешно эвакуированы. Штефана отправили в Васлуй, а Фердинанда — в Яссы, и дальнейшая его судьба неизвестна. Но советское присутствие продлилось недолго — в войну вступила Германия. 25 августа 1942 года памятник молдавскому господарю привезли обратно в Кишинёв, но установили не на прежнем месте, а напротив Арки, то есть там, где возвышался монумент Фердинанду I. Ещё через два года перед угрозой наступающих советских войск памятник опять был эвакуирован — на этот раз в Крайову. В 1945 году его окончательно вернули в Кишинёв. На этом злоключения памятника Штефану не кончились — был разрушен постамент, а в 1972 году его передвинули вглубь парка. На историческое место и с новым постаментом — копией старого — памятник водрузили 31 августа 1990 года.
Естественно, памятниками в центре города увековечивалась и советская эпоха в Кишинёве. В 1945–1957 годах на старом месте памятника Александра II, у входа в парк, красовалась статуя «отца народов» — И. В. Сталина. В 1949 году на втором «священном» для монументальных кишинёвских памятников месте (напротив Арки) установили памятник В. И. Ленину.

В 1945–1957 годах у входа в парк имени А.С. Пушкина красовалась статуя «отца народов» — И. В. Сталина.

Скульптором был Меркуров, архитекторами — А. Щусев и В. Турчанинов. В 1991 году, когда настали другие времена, его благополучно сняли и переместили на территорию ВДНХ.

Ещё раз о борьбе с памятниками

О том, что современность не должна повторять ошибок прошлого, не пишет только ленивый. Оно и понятно. Но вот уже десятилетие, как кровавый 20-й век — век конфликтов, небывалых по своему масштабу войн, всплеска радикального национализма — подошёл к концу. В 19-м веке в Кишинёве памятников не сносили. Их строили. Первое десятилетие века 21-го тоже обнадеживало в этом смысле. Казалось, что после бурного столетия потрясений мы по-умнели. Подобрели. Успокоились.
Оказывается, зря…

http://puls.md/number/6(312)/герои_своего_времени/

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: