Skip to content

[logos.press.md] КУЛЬТУРА ИЩЕТ МЕНЕДЖЕРОВ

May 17, 2010
КУЛЬТУРА ИЩЕТ МЕНЕДЖЕРОВ

В минувшую пятницу на заседании коллегии министерства культуры были заслушаны результаты экономической деятельности учреждений культуры в 2009 году, финансово-экономическое положение в каждой из областей культуры и искусства. Всего их порядка 50 – учреждений культуры, подведомственных министерству: концертные залы, музеи, театры, институты, лицеи и колледжи художественного, музыкального и театрального образования, издательства, библиотеки и кинематографические учреждения. На примере некоторых учреждений рассмотрим их финансовую участь.

Алексей Рэу, генеральный директор Национальной библиотеки: «Еще раз сократили штаты – теперь на 15 единиц. Все статьи бюджета «на мели»: нет средств на приобретение новых книг, ремонт и т.д. Но заработные платы мы постарались не трогать, средняя зарплата в библиотеке осталась прежней – 1400 леев. Правда, сократили заработную плату менеджерам высшего звена. Вообще-то нашей библиотеке для нормального функционирования нужен бюджет не менее 14 млн леев: это два огромных здания, около 300 работников. Но наш бюджет ровно вполовину меньше – 7 млн, из них 80% составляет фонд заработной платы. Между тем в менеджменте есть одно золотое правило: чтобы учреждение процветало, необходимо, чтобы фонд заработной платы составлял не более 20% из общего бюджета, тогда и на развитие средства есть. А у нас сейчас никакое серьезное развитие невозможно. Некоторые площади сдаем в аренду, но с арендаторами всегда очень много проблем: здесь все-таки центр, арендаторы рекомендованы властями, они могут не платить – и очень часто. Но несколько десятков тысяч леев собрать можно.

Титус Жуков, руководитель театра «Ликурич», член коллегии, заместитель председателя Союза театральных деятелей:

«В прошлом году театр жил и творил в рамках своего реального дохода, который составляет 60% поступлений из госбюджета и 40% – средств, получаемых от аренды, продажи билетов и т.д. Вторую часть мы даже перевыполнили и жили нормально. В общем вышло более 4 млн леев. Меня больше беспокоит начало этого финансового года, ведь осенью мы будем отмечать 65-летний юбилей театра, проведем международный фестиваль театров кукол с 7 по 14 октября. И поэтому уже сейчас даю себе отчет: не хватает средств. Однако я оптимист.

Светлана Бивол, директор Национальной филармонии имени Сергея Лункевича: «Каждый год мы подводим итоги, делаем выводы. С одной стороны, финансов никогда не хватает. С другой – люди искусства всегда довольствуются тем, что имеют, им больше важно самовыражение на сцене перед зрителем. И тогда они забывают про маленькие зарплаты и не очень хорошие бытовые условия, и стараются подарить зрителю художественный продукт высокого качества. Есть опыт других стран, в которых организациям и учреждениям культуры с точки зрения финансов уделяют гораздо больше внимания. В США, например, академические коллективы, такие как театры, филармония, оркестры – чаще всего находят себе крупных спонсоров. У нас это, к сожалению, невозможно. И во всем мире культурные организации национального значения всегда обеспечиваются государством как минимум на 90%. Надеюсь, что культуре станут уделять больше внимания, и остаточный принцип уйдет в прошлое. Филармонии в прошлом году выделили 10 млн леев, что для затрат на зарплаты около 300 сотрудников и инвестиций на содержание большого здания сумма достаточно скромная. Но мы стараемся зарабатывать сами.

Геннадий Чобану, депутат Парламента РМ: «На коллегии, в частности, говорилось о том, по каким критериям должны финансироваться учреждения культуры, и какие модели финансирования должны быть найдены. Моделей таких много, модели – это не схемы, а ряд принципов. Например, знать, когда нужно поменять репертуарную политику, когда надо построить гастрольный график, а когда – работать стационарно. Когда надо разделить театр на несколько групп, когда увеличить штаты распространителей билетов – а когда уменьшить. Когда подключить электронную систему оповещения и рекламы и сколько на это потратить. Это все и входит в то, что называется театральный менеджмент. И культура очень нуждается в таких подготовленных менеджерах. Модели меняются день ото дня. И если та или иная структура в управлении становится рудиментарной, ее нужно обновлять. (Геннадий Чобану учился на курсе менеджмента в Европейской Музыкально-театральной Академии). Главное – не надо ждать, что Закон о театрах и концертных организациях исправит положение, улучшит транспарентность финансирования и покажет, как лучше существовать театру в то или иное время. Необходимо изучить тенденции, выработать определенные модели театрального менеджмента. Когда это все будет определено, мы в парламенте в соответствующие законы сможем внести изменения, чтобы модели успешно функционировали.

Культурный фонд Молдовы, о котором давно говорят – это, конечно, большое подспорье в в финансировании. И он дает возможность сотрудничества с другими зарубежными фондами. Но фонд не может подсказать ту или иную модель, основная его цель – финансирование проектов в области культуры, а не учреждений.

Татьяна МИГУЛИНА

http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=849&IssueDate=07.05.2010&YearNum=17&Theme=13&Topic=27307

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: