Skip to content

[pan.md] Театральный эксперимент на вокзале

April 27, 2010

Ни режиссер, на актеры не знают, с чего начнется и чем закончится спектакль

Скамейки, чемоданы, незнакомые лица, вокзал, ожидание… Поиск ответов на главные вопросы жизни. И вдруг все это превращается в спектакль. На втором этаже здания столичного вокзала в минувшие выходные проходили драматические импровизации.

О Студии театральной импровизации я слышала не раз, но никогда не была на представлениях. А ведь уже не первый год участники студии радуют кишиневских зрителей необычными спектаклями и карнавалами.

Этот кишиневский театр родился в 2003 году. Четыре года участники разрабатывали свой концепт и технику импровизации, и только в 2007-м студия дала первый спектакль на выставке Сальвадора Дали в галерее «Брынкуш».

— Импровизация — это возможность максимально открытого творческого контакта с реальностью, — объясняет Елена Кушнир, директор театра, — сюжет спектакля, его текст приходят к актерам во время игры. Сценария как такового нет.

Место игры тоже все время меняется, хотя у студии есть свое «гнездо» — балетный зал в лицее «Gaudeamus», который много лет поддерживает этот театральный эксперимент. Актеры играют в кишиневских катакомбах, в городских скверах, в библиотечных залах. Меняется обстановка, а значит, и тема, и герои спектакля. Ни режиссер, ни актеры не знают, с чего начнется и чем закончится спектакль, ведь, как сказал австрийский философ ХХ века Виктор Франкл, «смысл не придумывают, а обнаруживают».

Участники театральной студии – люди не случайные, многие являются актерами не только по призванию, но и по профессии, подтвержденной дипломной «корочкой». Студия театральной импровизации открывает для своих зрителей возможность нового необычного способа мировосприятия.

Действо начинается с некоей разминки для аудитории. Елена Кушнир беседует со зрителями, задает актуальные вопросы — о сущности искусства и жизни, проводит короткий тренинг. Зрители играют импровизационный этюд, после чего они уже готовы не только воспринимать необычные театральные формы, но и участвовать в спектакле, что тоже нередко случается.

— Восприятие искусства глубоко изменяет состояние человека, а состояние человека изменяет состояние пространства, — считает Владимир Шиманский, руководитель и режиссер студии. — Но в жизни мы редко замечаем такие изменения. Студия театральной импровизации развивает именно эту способность — слышать происходящее более тонко.  Полезный, можно сказать, навык, ведь и в жизни нам очень многое приходится угадывать.

Вот на сцене, то есть на фоне анфилады вокзальных залов, появляется актер. К нему присоединяется второй. Начинается действие. И зритель мысленно пытается угадать их следующие движения, реплики, находясь в неком напряжении. В конце концов, понимает, что здесь все непредсказуемо.

Сюжет разворачивается сам собой. Фраза одного героя порождает парадоксальный  ответ другого. Например, такой диалог:
— Вы боитесь?
— Нет.
— А я?

Вот уже видна сюжетная линия, как вдруг вырисовывается другая, будто и не связанная с первой. Однако зрителя не покидает ощущение целостности действия, единого смыслового напряжения.

В каждом проекте заранее известны лишь несколько фраз и музыкальное сопровождение, которые актеры искусно вплетают в ткань спонтанной игры. Герои спектакля могут цитировать классиков, философов, мыслителей.  На вокзале звучали две фразы из Гете, музыка Грига и песня «Beatles».

Иногда персонажи «кочуют» из спектакля в спектакль, пока не раскроются до конца. Но истории не повторяются. Интуитивно участники театральной студии знают, в какой момент, кому и какой репликой закончить спектакль, оставляя зрителя в состоянии некоего потрясения. Впрочем, после игры общение продолжается: актеры и зрители могут поделиться друг с другом своими трактовками —  о чем же был завершившийся только что спектакль. Поистине, сколько людей, столько и мнений. Каждый увидел нечто особенное: от драматических взаимоотношений до Апокалипсиса.

После спектакля внутреннее состояние меняется, как после приключения. Ведь смысл постмодернистского театра — в контакте человека с неизвестным, с внутренней бесконечностью, позволяющей по-иному ощутить реальность.

— В нашем репертуаре есть и постановочные спектакли, но этот сезон целиком посвящен разработке импровизации, — говорит Владимир Шиманский.

Жанр драматической импровизации сегодня развивается во многих странах мира. «Но настолько бескомпромиссный вариант, когда нет заранее известных схем, зато есть поиск самых неожиданных форм театра, кажется, существует только в Кишиневе», — считает Елена Кушнир. Такой же необычный подход у студии к театрализованному карнавалу «Кишиневское лето», который состоится в августе этого года.

А уже в следующие выходные, 1 и 2 мая, на территории натурплощадки Moldova-Film можно будет увидеть спектакль «Большая импровизация с Единорогом». Для всех желающих вход свободный. Начало в 13.00.

Аля Яковук
alea@pan.md

http://www.pan.md/paper/Kulitura/Teatraliniy-eksperiment-na-vokzale

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: