Skip to content

[allfun.md] Олег Канеев: Важно быть художником, а не ремесленником

April 15, 2010

Уже во второй раз Олегу Канееву удалось запечатлеть удивительное явление природы – когда всё живое обволакивает паутиной. У людей при просмотре этих снимков в голове рождаются самые разные образы. Серия фотографий носит название “Реликтовые мотивы”. Почему фотограф выбрал именно такое название, а также, в чём разница между художником и ремесленником в искусстве фотографии, специально для AllFun рассказывает Олег Канеев.

Расскажите о серии Ваших фотографий “Паутина”.

Работать над этой серией я начал 6 лет назад. Именно тогда я набрёл на одно место, где мне посчастливилось наблюдать это явление, которое длится всего несколько недель в году. Травинки, цветочки, кусты, камни обволакивает тоненькой паутиной. Когда видишь эти причуды природы, представляешь совершенно разные образы – каждый человек видит что-то близкое ему, его сердцу. К сожалению, тогда у меня не было хорошей техники, но мне всё равно удалось сделать несколько удачных кадров, которые вошли в первую часть серии. Я назвал её “Мезозойские сны” или “Dreams of Dinosaurs”. Название не случайно – когда я наблюдал это явление, в моей голове рождались образы древних рептилий.

В последующие шесть лет я неоднократно выезжал на то место, желая вновь увидеть и сфотографировать это природное явление. Однако я постоянно попадал мимо. В этом году я дважды выезжал туда, и именно во второй раз мне повезло. Надо сказать, что Молдова – это скрытная страна, у нас много холмов, и самое интересное где-то спрятано. Я шёл по наитию, у меня не было карты, было только ощущение и воспоминание. Был очень рад, когда наконец-то нашёл, что искал, особенно учитывая тот факт, что в этот раз у меня была хорошая техника, позволяющая сделать действительно удачные фотографии. Результаты вы можете увидеть в моих работах. Вторая часть серии носит название “Реликтовые мотивы”. Мне кажется, что в этом году это природное явление было более музыкальным.

Насколько я знаю, Вы не приемлите обработки своих фотографий Photoshop’ом?

Что касается работы с природой, всё именно так. Я считаю, что произведение должно быть гармоничным, а никто лучше природы не может достичь этой гармонии. Photoshop – это временное явление, работа с ним – дань моде, можно сказать. Со временем, снимки, обработанные в этой программе, теряют свою прелесть, а то, что сделала сама природа, будет необыкновенно красиво всегда.

Чтобы использовать Photoshop для работы с фотографией, нужно обладать безупречным вкусом, да и его недостаточно! Необходимо знать азы искусства, которым занимаешься. Я допускаю Photoshop только в том случае, если нужно лишь немного осветлить или затемнить какую-то деталь, чтобы выставить на первый план то, что я задумал. Добавлять какие-то новые детали, водопады, молнии, деревья – это недопустимо, это разрушает целостность природной картинки.

Вы бы хотели передать свои знания другим людям?

Да, уже несколько лет я этим занимаюсь. Ко мне приходят ученики, которые желают научиться фотографировать. Беру я не всех, а лишь тех, кто действительно верен этому делу, готов работать и развиваться. Я учу тех, кто способен быть художником, а не ремесленником. Я могу помочь открыть в себе талант снимать художественно грамотные снимки, а не работать только с рекламой или на свадьбах. Хотя и в этих случаях работы, выполненные грамотно и со вкусом, отличаются от стопки других, сделанных на скорую руку и на дешёвой технике.

Как долго Вы работаете со своими учениками?

Сложно очертить какие-то определённые рамки. В среднем, обучение длится около года. За это время я обучаю не только технике фотографирования, но и истории фотографии, рассказываю, какие процессы происходят, когда фотограф нажимает на кнопку. Очень важно знать внутреннее устройство техники, с которой работаешь, чтобы уметь делать удачные снимки. К технической базе добавляется академическая база. Не зная академических основ, невозможно преобразиться согласно своему творческому потенциалу, менталитету, своей творческой неординарности. Обучение технике и композиции идут параллельно. Невозможно раскрыть свой творческий потенциал, не обладая техническими знаниями. Также на занятиях уделяется внимание взаимодействию фотографии и кинематографа.

Бывает такое, что приходится переучивать учеников?

Ко мне приходят некоторые ученики, которые копируют либо друг друга, либо каких-то известных фотографов. В принципе, такое поведение естественно, когда нет базы. В этом случае очень важно помочь человеку найти себя, открыть своё виденье, мироощущение, дать возможность мыслить кадром. Часто люди говорят: “Всё, бросаем фотографировать, начинаем всё по-новому”.

Есть такие, которые не выдерживают – уходят?

Такие были раньше. Человек понимал, что он не тянет, ему не интересно, нет стремления к развитию, и уходил. Иногда и по экономическим причинам.

Сейчас я стараюсь на начальном этапе собеседования выяснить внутреннее стремление человека к этому виду искусства. Именно эти беседы помогают мне не только оценить, насколько человек предрасположен к фотографии, но и понять, на каком языке говорить с ним, чему его учить, как искать его творческий потенциал.

Вы сами учитесь чему-то у Ваших учеников?

Да, бывает. В большей степени это связано с работой с цифровыми камерами. Так уж сложилось – и это логично – что молодёжь в этом лучше разбирается, и я, порой, задаю им вопросы из этой области.

Однако я настаиваю на том, что цифровая индустрия ещё не столь развита, чтобы с помощью цифровой техники делать такие же “живые”, объёмные снимки, как с помощью плёночного аппарата. Особенно это касается пейзажной фотографии. Конечно, использование цифровых фотоаппаратов оправдано. Существует, как я его называю, свой “слой существования цифры” – это свадьбы, Дни Рождения, реклама. Однако на Западе, например, слайды ценятся гораздо выше, чем цифровые снимки. Разница ощутима, и за неё борются заграничные заказчики. У нас, к сожалению, рынок рекламы не столь развит, чтобы клиенты могли позволить себе хорошие, дорогие слайдовые снимки. Выбор делается в пользу цифровых, далеко не всегда, кстати, удачных. Будем надеяться, что молдавский рынок в этом плане догонит западный, и местный потребитель по-настоящему начнёт разбираться в хорошей рекламе и в действительно качественных художественных снимках.

Ольга Буга

AllMoldova

http://www.allfun.md/index.php?page=projects&id=1220551281&sid=1220551281&pid=2321

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: