Skip to content

[allfun.md] Анатолий Устимов: Для меня не существует пределов

April 8, 2010

Даже самая талантливая балерина не сумеет достичь успеха на сцене без помощи по-настоящему талантливого партнера. Зачастую именно он выполняет самые сложные элементы танца, испытывает мощнейшие физические нагрузки, но все же остается в тени. Наверное, именно этим можно объяснить тот факт, что об артистах балета нам известно намного меньше, чем об артистках. Однако сегодня мы постараемся это исправить и все же узнать кое-что о мужском балете.

Толя, сейчас тебе 26 лет, и балетом ты занимаешься с самого детства, я права?

Как и большинство артистов, поступавших на обучение в хореографический лицей, я занимаюсь танцами с четвертого класса. Первым моим коллективом стала “Speranta”, где, собственно, меня и заметили, пригласив перейти из жанра народного танца, которому я обучался, в балет. Для меня это, конечно, было очень неожиданно, но, так как в хореографическом лицее набор на “народное” направление начинается с только седьмого класса, решил, что посвятить три года классике вполне реально. Я был уверен, что потом обязательно вернусь к народным танцам, но, когда наступило время определиться, выбрал балет.:)

Чем же тебя так увлек балет? Что ты нашел в нем такого особенного для себя?

Ты знаешь, у меня такая натура, что я люблю все, что дается с трудом, а балет – это именно то направление, в котором просто не дается абсолютно ничего. Чем тяжелее, тем интереснее, а если что-то идет очень легко и непринужденно, у меня это вызывает банальную скуку. К примеру, я работаю на протяжении десяти лет, постепенно повышая свой уровень, поэтапно добиваясь чего-то, а кому-то удается справиться с теми же задачами за максимально короткие сроки. Скажем, моя партнерша по спектаклю “Ромео и Джульетта”, придя в театр, практически сразу получила возможность танцевать ведущую роль. Далеко не всем это удается, иногда своего часа, своего шанса можно ждать годами и одного лишь желания, как правило, недостаточно.

Кстати, о вашем с Линой дуэте я слышала только самые положительные отзывы. Ты тоже считаешь, что ваше совместное выступление было удачным?

Да, дуэт действительно вышел очень удачный, мне было легко танцевать с Линой во многом благодаря тому, что она сумела органично войти в лирический образ Джульетты. К тому же, по-моему, Лина была готова к этой роли морально. Если говорить о технической стороне, думаю, мы хорошо подошли друг другу и, если такая возможность нам представится, сумеем сыграть еще не один спектакль, как ведущая пара.

Ты сказал, что для успеха артиста балета недостаточно одного лишь желания. А что еще необходимо?

Помимо желания нужно обладать природными данными. Хотя если желание достичь успеха во что бы то ни стало по-настоящему огромно, то даже отсутствие каких-либо данных перестает быть помехой. В принципе, у меня самого их не так много, но за счет желания я много добиваюсь.

Вообще, я очень уважительно отношусь к балету, потому что это на самом деле тяжелое искусство. Часто, разговаривая со знакомыми о балете, я слышу мнения вроде: “Да что там сложного! Я легко станцую так же!” А в реальности каждое сценическое движение дается с огромным трудом, ничего легкого в балете нет.

А ты можешь предположить, что когда-нибудь ты достигнешь предела в балете? Почувствуешь, что дальше планку поднимать уже некуда.

Мне кажется, такого никогда не будет, предела просто не существует. Любой уважающий себя артист всегда будет тянуться к чему-то лучшему. “Насколько возможно и даже выше” – только по такому принципу может работать профессиональный артист балета, который стремится стать лучше, выйти на новый уровень. Всегда нужно идти дальше, а не останавливаться на достигнутом.

Как раз об одном из этапов твоего творческого развития я и хотела тебя расспросить – о конкурсе артистов балета, который проходил в Москве в 2009 году. Расскажи о своем участии и, конечно, о результатах.

Мне удалось дойти лишь до второго тура, но меня это абсолютно не расстроило хотя бы потому, что это мой первый конкурсный опыт. Соревнование было очень высокого уровня, ведь его участники – лучшие артисты балета из многих стран мира. Я имею в виду артистов, чьи имена только начинают звучать, потому что те, кому посчастливилось выиграть и занять призовые места, уже не могут принимать участия в этом конкурсе.

Я очень жалею, что до сих пор не участвовал в таких мероприятиях, потому что они, безусловно, многое дают артисту именно в плане опыта. Если бы я не был новичком в соревнованиях между артистами балета, то, вполне возможно, мне удалось бы пройти на более высокую ступень. Во всяком случае, я не разочарован ни этой поездкой, ни своими результатами, тем более что конкурсанты были действительно сильными. Откровенно говоря, подготовка к этому соревнованию стала для меня стимулом, благодаря которому я стал расти в творческом плане. Дело, скорее всего, в нагрузках, которые становятся максимальными во время отработки конкурсной программы.

Раз уж разговор зашел о нагрузках, что скажешь о травмах и проблемах со здоровьем, причинами которых и становятся эти нагрузки?

Да, балетное искусство действительно сильно отражается на здоровье артистов. Еще хорошо, что у меня пока нет никаких особых проблем, хотя ноги частенько побаливают, но это, пожалуй, проблема абсолютно всех танцоров.

Когда только начинаешь заниматься, и преподаватели запрещают слишком сильно прыгать или “греметь пятками”, ты, как правило, пропускаешь это мимо ушей и только спустя время понимаешь, что они были правы и стоило прислушаться к их советам.:) Но я на здоровье не жалуюсь, у меня, слава Богу, серьезных проблем нет. Лучшее тому подтверждение, что за все 10 лет я ни разу не был на больничном. Я не позволяю себе расслабляться, потому что у меня есть цели, которых я хочу добиться, и болеть мне некогда.:)

Нагрузки у девушек и парней одинаковые или у кого-то они меньше?

Эти категории вообще нельзя сравнивать. Если у девушек чаще всего результатом нагрузок становятся разбитые в кровь пальцы, то у парней это могут быть, например, проблемы с дыханием. Вообще, балеринам, наверное, приходится тяжелее, потому что даже в парной работе основное внимание зрителя приковано именно к ним, а не к их партнеру. Хотя во многих спектаклях именно партнер выполняет основную работу, балерина все равно всегда остается на первом плане. Это факт, и мне, как артисту, выступающему в дуэте, приятно, если моя партнерша получает положительные отзывы.

Толя, на каких площадках ты мечтал бы выступить? Пусть даже не в роли ведущего артиста, а исполняя роли второго плана.

Это, например, сцена Большого театра. Кстати, на ней я уже выступал, хотя и не на основной площадке, а там, где сейчас танцуют все артисты “Большого” из-за того, что театр закрыт на ремонт. С удовольствием вышел бы на сцену Мариинского театра в Петербурге, хотя попасть туда практически нереально. А вообще, могу назвать любую мировую площадку – на них мечтает танцевать каждый артист балета. Пожалуй, там я с удовольствием исполнял бы даже второстепенные роли.

Вообще, маленьких ролей не существует, бывают плохие актеры. Любая партия интересна по-своему, просто нужно уметь раскрыть ее так, чтобы она стала яркой, запоминающейся. Если актер начинает перебирать роли, выбирая те, что лучше ему подходят, – значит, он не профессионал. Талантливый артист может проявить себя в любой роли, я сам неоднократно становился свидетелем сцен, когда исполнитель роли второго плана затмевал своим мастерством ведущих танцоров.

Но, так или иначе, сейчас я здесь, и задумываться о сложном выборе мне не нужно.:) И, кстати, второго апреля я исполню на сцене Национального театра оперы и балета роль Зигфрида в постановке “Лебединое озеро”. А впереди еще множество планов и нереализованных пока возможностей, которые, конечно, я обязательно хочу реализовать.

Оля Каширцева

http://allfun.md/index.php?page=projects&id=1220454752&sid=1268724554&pid=14286

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: