Skip to content

[allfun.md] Михаил Кафтанат: Мы сохранили классическое балетное наследие

March 30, 2010

Спецпроект о молдавском балете невозможно представить без интервью с Михаилом Кафтанат. Народный артист Молдовы, герой труда Вьетнама, и.о. профессора и, наконец, художественный руководитель Театра оперы и балета – кто как ни он лучше всех разбирается в  тонкостях балетного искусства и может о них рассказать?

Михаил Иванович, вы уже долгое время занимаете должность художественного руководителя Театра оперы и балета. Чем именно вы сейчас занимаетесь?

Знаете, для нас задачей номер один на сегодня становится сохранение коллектива. Для этого необходимо проводить достаточное количество спектаклей, которые поддерживали бы артистов балета в форме и непременно были бы качественными. К сожалению, выполнить такую задачу сложно, ведь многие стремятся найти более высокооплачиваемые места и для этого уезжают за границу. Хотя, есть, конечно, артисты, которые ездят за рубеж с гастрольными турами и неизменно имеют успех у заграничной публики, но затем возвращаются на родину.

Несмотря на некоторые сложности, репертуар театра нельзя назвать скучным и однообразным.

Репертуар действительно очень широк, к тому же нам удалось сохранить классическое балетное наследие: “Лебединое озеро”, “Жизель”, “Дон Кихот”, “Чиполлино”, “Белоснежка и семь гномов” и другие. Конечно, хотелось бы постепенно восстановить весь репертуар, который был когда-то, тем более что в слегка обновленном варианте эти произведения хорошо принимались бы зрителем.

Все это нелегко, ведь состав постановок полностью обеспечивается хореографическим училищем, а вхождение в спектакль – процесс довольно долгий, ведь артисты занимаются по системе Ланкастера: показали, запомнили и повторили. Да, сейчас существуют системы записи, но они не слишком удобны в использовании. Зачастую такой процесс занимает год или даже два-три года, пока не будет достигнут желаемый результат – спектакль в том виде, в котором он был поставлен авторами.

По-моему, это очень трудная работа – из года в год нарабатывать мастерство…

Работа занимает огромное количество времени, тем более что артист балета всегда должен быть в форме. Последствия трех дней без тренировок ощущает только сам артист, более трех дней – становится заметно коллективу, а уж неделю без нагрузок безошибочно почувствует зритель. Тут только два выхода: либо приводить себя в порядок, либо искать другое место работы. Труд артиста балета приравнивается к труду дореволюционных шахтеров без использования механизации труда, поэтому ленивым тут не место. Балетные рывковые нагрузки, которые практически невозможно измерить, даются очень нелегко: они требуют огромных физических усилий и при этом должны быть исполнены правильно в техническом плане.

А что, на ваш взгляд, сложнее всего для исполнения?

Самый тяжелый – классический танец. Это образец чистоты на сцене, эталон музыкального, хореографического и драматургического действия. Я ни в коем случае не принижаю достоинства современных, бальных или народных танцев, но все же классика дается артистам сложнее всего. Классический исполнитель может освоить любой из вышеперечисленных видов, и это дастся ему достаточно легко, а вот из характерного танца очень сложно перейти к классике. Академизм классического танца – это как игра на рояле, когда каноническое сочетание нот дает чистейшую мелодию.

Помимо усердия и трудолюбия, чем еще должен обладать артист, желающий добиться успеха в танцевальной карьере?

Несомненно, талантом. Например, в этом свете можно говорить о паре Алексея и Кристины Терентьевых, которые, кстати, очень успешно гастролируют за границей, но при этом основная их занятость – здесь, в Кишиневе, за что я им очень благодарен. Анатолий Устимов и Анастасия Хомицкая – также яркий пример соединения таланта и трудолюбия, который дает прекрасные результаты. Это артисты, которые могут продемонстрировать свое мастерство в любой точке земного шара, и за них не придется краснеть – они еще и научат зарубежных коллег многому. Еще одна талантливая танцовщица – Лина Шевелева, которая, будучи ученицей хореографического колледжа, исполнила партию Джульетты. Такая практика довольно редка для нас, но ее исполнение было настолько удачным, что даже на репетициях вся труппа стоя аплодировала ее таланту!

Михаил Иванович, расскажите, как же вы удостоились звания героя труда Вьетнама?

Поездка в послевоенный Вьетнам для восстановления Театра оперы и балета, Хореографического училища и Консерватории была предложением Министерства культуры. С 80-го по 85-ый год я, при действенной поддержке посольства, руководил командой профессионалов, способных помочь вьетнамским жителям заново обрести искусство. Естественно, и сами вьетнамцы принимали активное участие во всех процессах. Мы занимались постановкой спектаклей “Спартак”, “Лебединое озеро”, “Жизель”, концертных программ, и даже оперного спектакля “Чио-Чио-сан”, очень сложного в постановке.

Сложного в каком плане? Вы имеете в виду технику постановки или были еще какие-то трудности?

С постановкой “Чио-Чио-сан” нам пришлось помучиться, потому что во вьетнамском языке не так много слов, но зато целых семь тональностей. Одно слово, сказанное в разных тональностях, приобретает абсолютно иное значение. Поэтому два с лишним года специалисты работали над музыкальным материалом, обрабатывая его, чтобы прийти к нужному результату.

Ну, а накануне спектакля, как это часто бывает, случилось непредвиденное происшествие. Дело в том, что у меня есть дядя, которого тоже зовут Михаил Кафтанат и который в то же самое время работал у Алисии Алонсо, основоположницы кубинского балета. И когда костюмы и декорации отправляли из московского “Шереметьево”, то перепутали адреса, отправив все не в Ханой, а на Кубу.(смеется) В общем, нам пришлось за ночь до спектакля восстанавливать все костюмы и реквизит своими силами. Надо сказать, что буквально все, кто только мог, активно помогали нам, и премьера все-таки состоялась в срок.(улыбается)

Михаил Иванович, что изменилось в Национальном Театре оперы и балета за последние годы? Каким вы видите его сейчас?

Вы знаете, с появлением нового руководства наметилась тенденция к тому, чтобы одновременно вести учет, кто и сколько танцует, и при этом увеличивать количество спектаклей. В советские годы постановок Театра оперы и балета было гораздо больше, чем сейчас, но в последнее время наметился некий прогресс в этом плане. Надеемся, что нам удастся вернуть прежний уровень, способный удовлетворить всех артистов балета и обеспечить их достаточным объемом работы. Помимо всего прочего, нас занимает сцена – она ведь сердце нашего театра и должна отвечать всем требованиям стандарта для того, чтобы артисты могли комфортно работать и готовить спектакли, на которые будут с удовольствием приходить зрители.

Оля Каширцева

http://www.allfun.md/index.php?page=projects&id=1220454752&sid=1268724554&pid=14111

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: