Skip to content

[logos.press.md] «МЭРЦИШОР»: ПОСЛЕДНИЙ ИЗ «МОГИКАН»?

March 10, 2010

Директор Национального театра оперы и балета Валерия Шейкан и дирижер Михаил Сечкин представили прессе интересный проект - концерт «Любовь, весна и вдохновение»

Продолжается 44-ый международный музыкальный фестиваль «Мэрцишор». И, похоже, он станет последним в той традиционной форме, к которой мы привыкли. Во всяком случае, министр культуры Борис Фокша убежден, что традицию пора ломать. Как оставшиеся от советских времен памятники.

«Мне кажется, что вне конкурса искусство не развивается, и это должен быть конкурсный фестиваль, – говорит Борис Фокша. – По моему убеждению, через «Мэрцишор» люди должны лучше узнать нас, нашу культуру, и не только музыкальную. Я думаю, что если мы поменяем концепцию фестиваля, то привлечем много туристов. В первый день должен быть масштабный уличный спектакль-шествие, можно организовать спектакль по легенде о Мэрцишоре. На второй день должен начинаться конкурс. Мы еще подумаем над концепцией, мне кажется, что это необходимо сделать. Если не прилагать усилий и ничего не менять, то мы просто потеряем этот фестиваль. В следующем году «Мэрцишор» уже пройдет в новой форме».

Наверное, первой «ласточкой» в новой концепции «Мэрцишора» станет международный конкурс эстрадных исполнителей «Golden Voices 2010», который организует компания «Elatconcerts» при поддержке Министерства культуры и кишиневской примэрии. Конкурс пройдет 8-9 марта в Национальном дворце. На него съедутся участники из более 20 стран, в жюри конкурса примет участие известная певица Ингрид. Гран-при конкурса составляет 10 000 долларов. Вторая «ласточка» – значительное сокращение бюджета фестиваля: по сравнению с прошлогодними 5 миллионами леев в нынешнем году всего 700 тысяч леев. Тенденция, однако…

«Идея новой концепции фестиваля сама по себе интересная, – говорит директор Национальной филармонии имени Сергея Лункевича Светлана Бивол. – Мы должны двигаться вперед и искать новые формы, и зритель всегда ждет чего-то совершенно нового и необыкновенного. Но мы всегда старались, стараемся и будем предлагать на суд зрителя качественный профессиональный музыкальный продукт. И это самое важное. А в какой форме он будет представлен – это уже дело будущего. При этом праздник любви, души и музыки, которым является «Мэрцишор», никто не отменял. И во всем балканском ареале мы – единственная страна, которая празднует его как музыкальный фестиваль. Это наша изюминка, наша специфика, и другие нам даже немного завидуют. И болгары, и сербы, и румыны говорят: «О, как вы сумели это сделать!». В беседах со мной они отмечали, что нам это замечательно удалось. Конечно, музыкальный язык самый доступный, он может задеть все душевные струны человека, это под силу только музыке, которая не нуждается ни в переводах, ни в объяснениях, ни в комментариях. Мне кажется, это просто замечательно, что сорок четыре года назад титаны музыкальной культуры Александр Федько и Глеб Чайковский задумали такой праздник, им огромная благодарность. Этот фестиваль всегда предполагает разнообразие жанров, и мы от этого никогда не отходили, и не будем отходить, несмотря на то, что в этом году бюджет, мягко говоря, немного скромнее. У нас восемь концертов, два из которых по республике, и каждому зрителю будет на что прийти. Филармония – это та поливалентная сцена, которая позволяет объединить все жанры и такие разные коллективы».

Светлана Бивол работала музыковедом в филармонии, когда под ее крышей объединялось 22 коллектива, которые потом разъехались по другим концертным учреждениям. «Раньше это была объединенная дирекция: филармония, Органный зал и Национальный дворец, – рассказывает Светлана Бивол. – Но филармония – и здание, и организация – самая старая. Кстати, в этом году мы откроем юбилейный сезон: филармонии в сентябре исполняется 70 лет. И по 80 лет нашим легендарным коллективам – симфоническому оркестру и хоровой капелле «Дойна».

Вчера в трех залах – Органном, филармонии и Национальном театре оперы и балета прошли яркие концерты. В Органном зале состоялся вечер Фридерика Шопена, посвященный 200-летию композитора: Петр Шиховски из Польши представил сольную фортепианную программу. В нынешнем году мировая музыкальная общественность отмечает год Шопена, и Органный зал уже начал проводить концерты композитора. Так, в середине февраля прошла музыкальная программа «Дети играют Шопена»: 20 самых лучших учеников со 2 по 10 классы разных музыкальных лицеев выступили на сцене Органного зала и получили подарки из Польши с символикой года Шопена. В дальнейшем в фойе Органного зала будет установлена мемориальная доска, посвященная Шопену, вероятнее всего, наш Органный зал получит в подарок и бюст композитора. Следующая акция Польши – исполнение в виде фортепианной клавиатуры пешеходной дорожки перед входом в Органный зал.

Национальная филармония 4 марта представила ставший уже традиционным концерт Президентского оркестра, а в Национальном театре оперы и балета прошел необычный концерт «Любовь, весна и вдохновение»: арии и увертюры русских и молдавских композиторов.

«Такого рода концерты нам уже неоднократно заказывали русские общественные организации, посольство России, – рассказывает дирижер Михаил Сечкин. – У нас сотрудничество постоянное. Сейчас российское посольство спонсирует постановку спектакля «Царская невеста» в Национальном театре оперы и балета, и в этом концерте представили номера из этой предстоящей премьеры. Опера «Царская невеста» очень интересная, музыкальная, эмоциональная, это одна из самых романтичных и драматичных опер Римского-Корсакова, поэтому пользуется большой любовью у слушателя и высоко оценивается музыковедами. В этом концерте заняты много исполнителей, как молодых, так и заслуженных мастеров. Мы постарались тематически соединить русскую культуру с молдавской музыкой, поэтому в концерте есть такие авторы, как Константин Руснак, Евгений Дога… Думаю, что это мудрое решение, потому что мы должны быть вместе и взаимопроникать. Из солистов назову нашего известного певца Бориса Материнко – он будет петь Грязного в «Царской невесте», Елена Герман – поет Марфу, Лилия Шоломей участвует в «Лучафэруле» и поет арию Снегурочки. Также заняты такие известные певцы как Юрий Гыска, который является одним из экстраординарных голосов, и молодые – Сергей Пилипецкий, Анна Димитриу, Марианна Буликану и другие. Вначале играем очень яркую увертюру Глинки из оперы «Руслан и Людмила», которая является как бы визитной карточкой русской музыки. Надо всегда использовать самые богатые традиции, которые имеются в мировой музыкальной культуре, в частности русской».

В международный женский день 8 марта 65-летний юбилей отмечает один из участников «Мэрцишора» дирижер Роберт Лютер (США), давний друг филармонии. В этот вечер на суд зрителей филармония представит концертную версию оперы «Кармен» с участием солистов театра оперы и балета, хоровой капеллы «Дойна», симфонического оркестра филармонии и маэстро Роберта Лютера за дирижерским пультом. Много лет Роберт Лютер работал в Мариинском театре, был главным дирижером в театре Уфы, это большой оперный дирижер, и публике должно быть интересно его услышать именно в этом качестве. В нашем театре оперы и балета он дирижировал мало, а программы, которые представлял в филармонии, были в основном симфонические. И 8 марта филармония представляет возможность познакомиться с Робертом Лютером как с оперным дирижером.

9 марта – еще один насыщенный день «Мэрцишора». Органный зал представляет вечер аккордеона с одним из самых знаменитых музыкантов мира Ришаром Гальяно, в котором участвует и молдавский ансамбль «Концертино» под управлением Евгения Негруца. Ришар Гальяно – друг и ученик Астора Пьяццолла, лучший исполнитель произведений великого композитора.

Ришар Гальяно познакомился с аккордеоном в четыре года. Творческая биография этого блестящего музыканта включает альбомы, проданные с феноменальным успехом тиражами в сотни тысяч и многочисленные вознаграждения в номинациях «Лучший Музыкант Года» или «Лучший Альбом Года». Ришар Гальяно – одна из самых ярких звезд современного французского джаза, он создал собственный музыкальный стиль и получил признание мировой аудитории. Нам уже посчастливилось познакомиться с ним года три назад на международном этноджазовом фестивале, организованном группой «Тригон»: тот, кто видел игру этого мастера, ее не забудет. Гальяно – истинный виртуоз аккордеона, его манеру игры на инструменте можно назвать вдохновенной и пылкой. Ришар обогатил историю музыки стилем «Новый мюзетт, это в некотором роде французский ответ на аргентинское танго.

И в этот же вечер в Национальном театре оперы и балета балет П. Чайковского «Спящая красавица», в котором заняты солисты – лауреаты международных конкурсов Кристина и Алексей Терентьевы. И ради того, чтобы увидеть их танец, некоторые музыкальные деятели готовы пропустить еврейский феномен.

10 марта отметим еще одного зарубежного гостя последнего, по версии министерства культуры, традиционного «Мэрцишора»: это дирижер Джилберт Варга, его отец – знаменитый скрипач Тибор Варга, основавший престижный международный конкурс. Напомню, что замечательный молдавский скрипач Илиан Гырнец занял на этом конкурсе первое место. Там и состоялась первая встреча нашего скрипача и швейцарского дирижера. А в прошлом году, когда Илиан участвовал на самом знаменитом и труднейшем конкурсе «Королевы Элизабет» в Бельгии, где он занял третье место, Джилберт Варга на втором и третьем этапах конкурса дирижировал оркестром с Илианом. 10 марта они выступят вместе на вечере классической серенады, с участием Национального камерного оркестра.

Татьяна МИГУЛИНА

http://logos.press.md/Weekly/Main.asp?IssueNum=840&IssueDate=05.03.2010&YearNum=8&Theme=13&Topic=26953

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: