Skip to content

[pan.md] Красота нуждается в защите

March 3, 2010
Танцовщикам пенсии полагаются только на бумаге
Хореография требует очень больших моральных и физических усилий. Это, прямо скажем, экстремальный вид деятельности. Но «выходит, что балерина в 57 лет должна изображать юного Лебедя, а танцовщик в 62 года должен выступать в роли молодого принца».

Балет – самый изящный и эффектный вид искусства, требующий особого таланта и колоссальной самоотверженности. Как живется сегодня хореографической Мельпомене Молдовы, чему она радуется и чем огорчена, лучше всех знает директор хореографического колледжа Юрий Горшков, народный артист Молдовы, известный как серьезный профессионал и большой энтузиаст своего дела.

–  Юрий Давидович, учитывая, что сейчас кризисное время и область культуры находится в напряженном состоянии, какие проблемы, по-вашему,  необходимо преодолеть?

–  Недавно в Министерстве культуры состоялось заседание по оптимизации учебного процесса, на котором я отметил, что искусство – это как раз та область, которой может гордиться наша страна. Потому что все главные призы и лауреатства  Молдове приносят деятели искусства, яркий пример чему – скрипач Илиан Гырнец, благодаря которому мир узнает, что  есть такая страна –  Молдова. У нас учится сегодня 162 лауреата международных творческих конкурсов в Нью-Йорке, Лозанне, Будапеште, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Стамбуле…  Очевидно, что есть смысл  вкладывать деньги в культурный имидж Молдовы, нежели посылать на зимнюю олимпиаду молодежь из страны с теплым климатом, не приспособленную к зимним видам спорта. Тогда и страна не будет позориться, и деньги сохраним. Надо быть экономнее и не стоит жить бездумно.

Тем более что и спорт, и хореография требуют очень больших моральных и физических усилий. Это, прямо скажем, экстремальные виды деятельности.

–  Не говоря о том, что наше участие во всех балетных конкурсах проходит за счет родителей. Наш колледж просто засыпают приглашениями в Петербург, Болгарию, Швейцарию, Францию, в Донецк к Писареву, в Москву приглашает фонд Спивакова…
Но мы вынуждены участвовать фрагментарно, выборочно, потому что все эти приглашения к участию в престижных конкурсах оплачиваются за свой счет: поездка на конкурс – это 100-300 евро только с одного человека… Летом мы участвовали в двух конкурсах в Румынии – и на обоих сразу первые и вторые места были наши, а ведь смогли поехать только два человека! Румынам очень понравилась наша  балетная пара Алина Шевелева и Андрей Джула, которую они приглашают повозить по Европе, Италия предлагает этим ребятам турне по Европе.

Любой вид искусства сегодня – это бизнес, который не может развиваться внутри одной маленькой страны.

–  Поездив по миру, ребята подумают, остаться ли им в родном театре оперы и балета или устроиться на работу в более развитых странах. Сегодня большая проблема с кадрами в ансамбле «Жок» –  из коллектива уходят 10 человек, и это катастрофа, тем более сейчас, когда ансамбль в очень хорошей форме.

–  Почему же уходят, если ансамбль работает на взлете?

–  Потому что у танцовщиков отменены пенсии, а значит, нет будущего, да и зарплаты мизерные. Сейчас молодежь грамотная, быстро находит информацию по интернету и уезжает туда, где условия работы выгоднее. Век танцовщика не долог – в активной форме до 33 лет, значит, нужно быстро ориентироваться, чтобы защитить себя в старости от нищеты. Курбет обратился ко мне с просьбой подобрать ему студентов колледжа для работы в «Жокее». Но им всего по 15-16 лет, несовершеннолетние, и они не смогут полноценно сочетать учебу и работу. В Молдове искусством и культурой не всегда правят те люди, которые в этом разбираются. Я не говорю о высшем эшелоне власти, речь о массе промежуточных чиновников, которые получают зарплату, намного превосходящую заработки педагогов колледжа, –  1760 леев, и, ничего не понимая в специфике нашей работы, начинают командовать, что и как нам делать. Один такой чиновник задал как-то вопрос: а почему у вас  в хореографическом лицее нет такого предмета «хор»? Нелепость, но и так бывает.

Давайте уточним вопрос с пенсиями: их вообще не дают танцовщикам?

–  В советские времена артист балета выходил на пенсию после 20 лет работы, а в 1999 году пенсии нам отменили. Выходит, что балерина в 57 лет должна изображать юного Лебедя, а танцовщик в 62 года должен выступать в роли молодого принца. И хотя в 2002 году правительство Молдовы опубликовало постановление о возобновлении «хореографических» пенсий,  к сожалению, это постановление осталось только на бумаге. Власти до сих пор ищут, кто и из какого фонда будет эти пенсии платить. В нашем оперном театре есть 15 танцовщиков, которым и пенсию платить не могут, и на сцену их выпустить нельзя. Работать они могут только в мимансе, а это всего лишь 20% занятости. Из «Жока» люди уходят с возрастом кто куда – кто вахтером, кто в торговлю, кто на стройку…

–  А с какого возраста начинают работать?

–  У нас в колледже 17 студентов зачислены в труппу оперного театра, и у них идет стаж с 15-16 лет.

–  Получается, с одной стороны, танцующих кадров не хватает, с другой –  им ничего не гарантировано?

–  Этим занимался и международный суд, а воз и ныне там. Поэтому возникает текучка кадров, и наши лучшие силы ищут работу за пределами страны.

–  В специализированных творческих колледжах и лицеях возникли проблемы с заработками педагогов?

–  Зарплаты остались те же, но есть предположения, что не будут оплачивать  каникулы, а это набегает 100 дней за год: сезонные каникулы – летние, зимние, плюс праздники – Пасха и т.п. Были пожелания снять педагогам надбавки по категориям и за стаж. В итоге 4-6 месяцев в году мы ничего получать не будем!

–  Была ли идея присоединить хореографический колледж к музыкальной академии?

–  Учитывая, что наш колледж единственный в стране выпускает профессиональные кадры, Министерство культуры предложило создать Хореографическую академию, чтобы прибавить к колледжу высшее образование. То есть колледж дает гимназический цикл –  4-9-е классы, потом следует 1-3-й курс специального образования, который имеет смысл продолжить наиболее талантливым учащимся, проявившим за это время способности в педагогике и постановочной работе. Они смогут без отрыва  от производства получить образование высшей ступени как педагоги и балетмейстеры.

–  В республике не хватает педагогических кадров в хореографии?

Это большая проблема, а всяких студий и кружков, школ, в которых хотят заниматься дети, очень много. Поэтому нужно утвердить такую систему, которая даст и педагогические кадры, и заодно возможность иметь работу и стаж после ухода танцовщиков со сцены.

Елена Узун

http://www.pan.md/paper/Kulitura/Krasota-nujdaetsya-v-zashiite-

No comments yet

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: